Немецкий город Мангейм теперь знаменит не только химическим заводом BASF но и целой когортой молодых техно-хаус музыкантов, сосредоточившихся вокруг лейблов 8bit, Cecille и Oslo.
Квадратура круга Небольшой немецкий город районного значения Мангейм находится всего в часе езды от финансового центра Германии, и одной из клубных столиц этой страны, Франкфурта-на-Майне. Едешь ты на электричке, едешь ли ты по автобану – разница не так уж и велика. Я проезжаю мимо главных символов города – водонапорной башни, и высотных зданий в районе Неккар. Целью моей поездки является футуристичное здание консерватории, расположенное вне центра города и зажатое между промышленными руинами, контейнерной станцией и поп-академией. Из больших окон бара, расположенного на пятом этаже можно рассмотреть довольно большую часть города, которая, правда, сливается с серым небом. Вскоре пребывают и мои собеседники: Марк Шоль (Mark Scholl) и Ник Керли (Nick Curly) c Cecille/ 8bit Records, Джонни Ди (Johnny D) и Некес (Nekes) с лейбла Oslo Records и Маркус Фикс (Markus Fix). Вместе с Федерико Молинари (Federico Molinari) и Верой (Vera) с которыми я встречаюсь только на следующий день в их квартире это сообщество из друзей и приятелей составляет новый фронт молодой техно-сцены Мангейма. «Совершенно понятно, что нас нельзя считать молодой сценой», говорит Некес, сразу расставляя все точки над и. «Всем этим мы занимаемся довольно давно и крепко держим флаг Мангейма, хотя изначально у нас не было никакой платформы. Изначально мы были группой друзей, со схожими интересами в жизни, и старались делать то, что нам нравится, и вот что из этого получилось». Из этого получилась не только дружеская компания, но и лейблы 8bit, Cecille и Oslo, которые за прошедший год своими треками покоряли один танцпол за другим, и благодаря которым Мангейм снова оказался на карте клубного движения – до этого, в течении долгих лет местной стагнации, здесь проходил большой рейв Time Warp, служивший единственным мостом между городом и европейским техно-сообществом. Здесь снова кипит творческая активность, и кажется что тут все возвращается в бесшабашные девяностые. Может быть эти молодые музыканты и не попали в в легендарные клубы Milk! и HD800 (легендарные клубы Мангейма – прим. пер.), но они с упоением посещали вечеринки и всяческие специальные мероприятия с техно, хаусом и брейкбитом. Джонни Ди любит удариться в ностальгию: «Здесь всегда царил дух свободы. Одно время здесь часто устраивались вечеринки с брейкбитом и джанглом, и каждые выходные выступали правильные артисты с правильной музыкой. Но потом активность стала снижаться, публика несколько подрастеряла интерес». Ник вторит словам Джонни: «Тогда мы вместе с Джонни и Реем Окпарой (Ray Okpara) начали устраивать свои вечеринки RAJO-party, а Федерико и Некес устраивали свои вечеринки Bushroots, потом переехавшие в клуб Zoo и там регулярно выступали люди из Гейдельберга – Move D и прочие, плюс все мы находились в тесном контакте с франкфуртской сценой, крутившейся вокруг Playhouse и Perlon, ну и конечно же мы делали постоянные совместные проекты и, как вы видите, запускали лейблы». Семейные узы Эта сплоченность, похожая временами на семейные узы, и фактически создавшая сцену Мангейма, раз от разу подчеркивается кем-то во время беседы. Быстро создается впечатление, что общаешься не с группой талантливых музыкантов, а с группой друзей, которые любят тусоваться, любят музыку, играют ее в клубах, запускают какие-то лейблы, выпускают пластинки. Без этой сплоченности, как подмечает Федерико, успех вряд ли был бы возможен. «Вряд ли бы можно было бы запустить лейбл, если бы мы не были знакомы раньше. Или было бы все совершенно иначе. Oslo Records вообще был задуман как лейбл, на котором издается музыка только тех, кого мы знаем очень давно». У лейбла Cecille, кажется похожая история. «У нас была похожая идея», рассказывает Маркус Фикс, «мы поняли, что хотим лейбл сделать для себя и наших друзей и поэтому всегда рассчитывали на дружескую поддержку». Первые свои пластинки Маркус Фикс, Джонни Ди и Вера выпустили именно на Cecille и Oslo. Для Oslo семейность всегда была важной деталью деятельности, как это подтверждает Вера: «Артист растет вместе с лейблом. Взаимообмен для нас очень важен. У одного хорошо получается записывать музыку, у другого крутить пластинки, и таким образом происходит совершенствование нашего коллектива. Лично мне это очень сильно помогло». Другим источником вдохновения, по крайней мере, для Маркуса Фикса, является знаменитый франкфуртский магазин «Freebase»: «Этот магазин уже давно служит местом встречи людей из Франкфурта и Мангейма. А я там получил нужное вдохновение от совершенно замечательных людей, и во многом благодаря общению с ними, наша группа такая сплоченная. Я считаю, что у нас хорошо выстроенная сеть, и она была бы невозможна, если бы все мы не знали друг друга так хорошо и так долго, и если бы между нами не было личной связи». Вообще, если уж говорить на чистоту, то в Мангейме, всегда заботились о тесных и прочных связях с удаленным на 90 километров Франкфуртом. Это может быть не обязательно «Freebase», который Маркус называет «пупом Земли», или насыщенная франкфуртская клубная сцена, в девяностых бывшая пилигримом немецкой электронной сцены с клубами вроде Omen или Dorian Gray. Всегда имелся вдохновляющий обе стороны культурный обмен между сложно определимой метрополией стоящей на Майне и крепко стоящим на земле индустриальным Мангейном. «Я вообще-то из Гейдельберга, и часто ездила в Мангейм тусоваться, но нередко мы всей компанией ездили на франкфуртские вечеринки, или просто за пластинками. В девяностые в Мангейме люди ходили в клуб «Milk!, а мы делали несколько вечеринок во Франкфурте, и несколько «перлоновских» вечеринок в клубе HD900. Так что творческий обмен у нас был всегда», вспоминает Вера, которая уже несколько лет живет вместе с Федерико Молинари, и перебралась на жительство во Франкфурт, однако связи с Мангеймом не теряет. «Лейблы вроде Perlon, Playhouse и Klang на нас сильно повлияли. На нас всегда сильное влияние оказывали не только франкфуртские клубы, но и франкфуртское звучание. Наверное даже больше чем берлинское или какое-либо еще», задумчиво добавляет Некес. На этом месте возникает распространенное мнение, что в Мангейме, некогда гремевшим своими вечеринками и музыкантами, техно-сцены либо нет, либо она находится в глубоком застое. Маркус же с этим абсолютно не согласен: «Это распространенное заблуждение. Если раньше во Франкфурте были Dorian Gray и Omen, то теперь есть Robert Johnson и Cocoon. Действуют лейблы, вроде Raum...Musik, Connaisseur, Deepvibes, Oslo, появилось много новых музыкантов, которые может и не из Франкфурта совсем, и не совсем техно, но они есть! И я не думаю что это какие-то негативные изменения. Просто ничего не стоит на месте». В обоих городах сцена безусловно меняется, происходит очередная смена поколений, меняются диджеи, промоутеры, музыканты, и, конечно же, публика. Те, кто начинали движение в Мангейме, постепенно отошли от дел, оставляя своих молодых учеников, но они не справились, и поэтому, казалось бы из ниоткуда возникли новые молодые люди, действующие по известной панковской схеме «DiY» или просто «Сделай сам». И у них все получилось хорошо. Смешение культур Все ушли на перекур. В то время как артисты удаляются на крышу-террасу, я снова смотрю на город, тонущий в закате настолько эффектно, что можно подумать, будто гибнет солнце. Почему-то на ум приходят параллели с Детройтом. Мангейм – индустриальный город, со своим портом, здесь поехал первый автомобиль Карла Бенца, безработица и иностранцы-рабочие здесь несколько больше, чем в среднем по стране. Достаточно небольшой прогулки по историческому центру Мангейма, чтобы увидеть разницу между богатым историческим наследием этого города и его послевоенной бедностью. Первые этажи зданий зачастую занимают магазинчики эмигрантов из Восточной Европы или Востока. Это расхождение между промышленными достижениями и большим культурным замесом оказывают сильное влияние не только на внешний вид города, но и на музыку. «По любому у Мангейма есть собственный вайб», говорит Маркус, «есть что-то общее между всеми культурами, сталкивающимися на этой земле. Да и у нас это уже заметно: Джонни из Эритреи, Некес из Греции, Федерико из Аргентины, Рэй из Нигерии, а мы вот из Германии. Так что у нас тут очень крутой культурный замес». Вопреки так и просящемуся сравнению этого города с колыбелью техно-музыки, здесь не очень на это обращают внимание и говорят на эту с большой неохотой, предпочитая создать свое собственное звучание. А город, как известно, всегда звучит только так, как звучат его жители. «Мне кажется, все равно где открывать свой лейбл – в Мангейме или Конго, если у тебя есть сбыт в Германии», говорит Федерико, «поэтому мне не очень важно где именно был открыт лейбл. Ведь какой-то определенный звук всегда связывают с каким-то определенным местом и лейблом. Ну вроде как Кёльн связывают с Kompakt, а Bpitch с Берлином, но мне все-таки кажется что нет у нас никакого «мангеймского звука». В конце-концов все это зависит не от места, а от людей». Но кажется, по крайней мере у Cecille и Oslo, есть собственная звуковая идея, своеобразная техно-эволюция, колеблющаяся между пульсирующими техно-треками и глубокими хаус-вибрациями. «Мы нашли свое собственное звучание, которое теперь и распространяем», поясняет Джонни Ди. Хотя Ник Керли, запустивший 8 Bit и позднее присоединившийся к Марку Шоле и его лейблу Cecille, разделяет позицию Некеса и Федерико, которые своим лейблом Oslo еще плотнее связывают между собой Мангейм и Франкфурт. «Должен быть грув»», так можно описать философию стоящую за этим лейблом. И при этом, несмотря на успех, с которым в этом году шагает по планете лейбл Oslo, они не собираются почивать на лаврах – у них слишком много идей, чтобы отдыхать. На обоих лейблах уже даже запущены под-лейблы: Cecille Numbers и Love Letters For Oslo. Богатство идей и позитивный резонанс идущие из Мангейма налицо. Так может быть этот город становится новой техно-метрополией? Пока, кроме успеха этой компании, ничего такого не предвещает. Здесь все так же не очень хорошо с местной клубной сценой. Плюс электронная музыка всегда представлялась многогранными влияниями и различными стилистическими направлениями, а в Мангейме балом правит Time Warp, фестиваль – где в основном звучит техно. Безусловно, сейчас происходит смена поколений, но еще и местные власти не дают особо развернуться и любую молодежную культуру душат в зародыше. «Всем сразу бросается наш успех, и все начинают думать что здесь громадная местная сцена, но ничего такого тут нет. Здесь всего два магазина специализирующиеся на электронной музыке: Zimmer и Loft. Наверное свою лепту в распространённое заблуждение вносят наши лейблы и проходящий Time Warp. Плюс, в отношении вечеринок действует комендантский час. Так что лучше ездить тусоваться во Франкфурт, Берлин или другие города», рисует не очень радостную картину Ник. Хотя нельзя сказать что сами музыканты смотрят в будущее без особой радости. Все-таки эта группа молодых жителей Мангейма привнесла свежий воздух в устоявший мир немецкой техно-музыки. «Нам и жаловаться-то грешно. Техно – это как раз наша ниша, и в нашем городе есть по крайней мере одно событие, когда люди могут посмотреть на наш город – это Time Warp. Хотя кто знает, быть может вскорости и на нас будут приезжать сюда», говорит, с плохо скрываемой гордостью, Некес. И уже на обратном пути из Мангейма, я понял, что убежден в таком повороте событий. Страна должна знать своих героев: Vera – родившись в Гейдельберге Вера Хейдель с юных лет тесно связана с Мангеймом, там же тусовалась, и продолжает тусоваться, несмотря на то, что вот уже как несколько лет живет во Франкфурте. С середины девяностых она крутит пластинки, а с конца девяностых записывает треки, при этом является резидентом известного клуба Robert Johnson. Вместе с Miss Fitz два года назад создала проект Mara Trax, первая пластинка которого возникла в результате многочисленных поездок между Берлином и Франкфуртом. Вышла в этом году на Oslo Records. Markus Fix – вошел в мангеймскую тусовку благодаря франкфуртскому магазину Freebase и первые контакты с Мангеймом он осуществлял будучи гостевым диджеем. Правда на Cecille он попал обходным путем: его коллега, диджей Крис Титьен (Chris Tietjen) передал CD с треками Маркуса Нику из Cecille. Послушав промо, было принято решение выпустить пластинку Маркуса. Недавно у него вышла уже вторая пластинка все на том же лейбле. Nekes – еще один важный человек в этой тусовке. В Мангейме этот коренной грек создал клуб Zoo, плюс является руководителем лейбла Oslo Records. Сольных работ от него пока еще не выходило, но на него уже обратили внимание – благо он сделал замечательный ремикс на один из треков Джонни Ди. Johnny D – настоящий сын настоящих эритрейцев. Джонни Дебезе (Johnny Debese) вырос под сильным влиянием залихватских ритмов, а сам он нашел себя в брейкбите, драм-н-бейсе, и хип-хопе, однако с конца девяностых он стал больше внимания уделять электронной музыке. Сейчас является главной звездой из всей клики Мангейма, а его трек «Orbitalife» был главным хитом на танцполах Ибицы сезона 2008 года. Да к тому же Джонни любимчик Свена Фэта (Sven Vath). Federico Molinari – три года прожил в Буэнос-Айресе, после чего переехал в Мангейм. Однако сейчас живет во Франкфурте где работает в музыкальном магазине Freebase. Однако это не мешает ему поддерживать тесные и теплые отношения с Мангеймом, не только потому что он продвигает Oslo Records, но и потому что часто выступает в местных клубах, и организует, вместе со своими друзьями вечеринки. Nick Curly – свою карьеру диджея, еще один бывший житель Гейдельберга, начал в пятнадцатилетнем возрасте. Был резидентом в главных мангейнских клубах – Loft и Vibration. С двумя друзьями он запустил лейблы Amused и 8 Bit, а несколько позднее, вместе с Марком Штоле открыл лейбл Cecille, на котором он планирует реализовывать свои многочисленные идеи. С недавних пор вместе с Джонни Ди и Рэем Окпарой устраивает вечеринки RAJO и очень востребован в хороших европейских клубах. Автор: Айке Кюль По материалам сайта:http://www.mixmag.info/ |