Поул Роуз (Paul Rose) начал издавать музыку ещё в 2005 году, и сразу на своём лейбле – Hotflush Recordings. В то время никто из нас, да и, наверно, сам Scuba не догадывался, что спустя пятилетие о нём будут говорить как о главном реформаторе тогда ещё поднимавшегося на ноги дабстепа. Пластинка за пластинкой, вечеринка за вечеринкой, он делал то, что хотел делать, без какого-либо понимания своей цели. Но на результат это повлияло только в положительном плане: Hotflush назвали одним из лучших лейблов 2009 года, самого Пола представители медиа «в теме» то и дело ставят в свой «топ» диджеев, а сотрудничество с главным мировым танцполом конгломерата «Berghain/Panoramabar» вылилось в серию суперуспешных вечеринок «Sub:stance» и посвящённую им компиляцию. Впрочем, выйти с ним на связь был и другой повод: в марте у Scuba выходит уже второй альбом под названием «Triangulation». Интервью со Scuba для меня получилось особенным. Всегда интересно общаться с персонами, многое повидавшими на своём веку либо же считающимися выдающимися деятелями собственного ремесла. Но в случае, когда поддерживать разговор приходится с человеком, создавшим твой саундтрек буквально только что минувшего года, это, бесспорно, событие из ряда вон выходящее. Да, 2009-ый был невероятно успешным для этого англичанина, ныне ведущего дела в столице Германии. А дальше всё будет ещё лучше – я в этом уверен. Ведь как может быть иначе у творческой личности, со всех сторон окруженной любимой музыкой? О переездах, своих проектах и творчестве подопечных Пол поведал журналу «DJam» в свойственной ему откровенной «chatty» манере. Ты – один из немногих представителей дабстепа, живущих за пределами UK. Впрочем, ты сам неоднократно заверял, что переехал в Берлин не в поисках новых музыкальных впечатлений и рабочих перспектив. Можешь развеять все слухи и назвать истинную причину? Вообще, я родился в Лондоне и, по большому счёту, провёл там всю свою жизнь, за исключением того периода, когда два года учился в Бристоле. И, в конце концов, я в определённый момент поймал себя на мысли, что уехать отсюда будет для меня лучшим вариантом, чем остаться здесь жить навсегда. Там было стечение разных факторов: как личных, так и касающихся музыки. С одной точки зрения, личной, я просто хотел каких-то изменений, сменить обстановку; ну а в плане музыки – в Лондоне я был лишь сторонним наблюдателем. Уже в то время начал развиваться хайп вокруг музыки, которая мне не очень нравилась, и все вечеринки крутились вокруг неё. Меня это уже не вдохновляло, и Лондон оказался не тем местом, где мне хотелось бы находиться в то самое время. Так получилось, что мне приходилось пару раз играть в Берлине до переезда. Выступления проходили хорошо, я познакомился с некоторыми людьми. А за пару месяцев до меня туда переехал ещё и Джейми из Vex'D. От него я услышал много положительных вещей о городе, как и от других знакомых. В общем, так получилось, что я особо не раздумывал по этому поводу – просто сел в машину и поехал. Можно ли сказать, что Джейми тебя убедил в правильности переезда, или ты принял решение самостоятельно? Ну, я в любом случае уже раздумывал над этим некоторое время, поэтому разговоры с Джейми были скорее ещё одним из аргументов, чем первопричиной. Просто когда в чужом городе у тебя живёт хороший друг, то решение о переезде туда даётся как-то легче, знаешь… Но, по большому счёту, меня никто к этому не подталкивал, и я решился пойти на это самостоятельно. Как бы там ни было, сейчас твоя карьера находится в пике. Скоро выходит новый альбом, компиляция уже вышла, а вечеринки «Sub:stance» проходят с успехом. Всё ли идёт так, как ты хотел? О чём ещё остаётся мечтать человеку, живущему музыкой? Если честно, у меня никогда не было какого-то особого плана, как всё это должно развиваться, какой-то большой стратегии. Просто так сложилось, что я переехал в Берлин, а тут никогда не было действительно крупных мероприятий, посвящённых bass music. Мне и моему партнёру удалось просочиться в клуб «Berghain», который по делу считается лучшим в мире, и это счастье, что наши вечеринки в итоге возымели такой ошеломительный успех. Но в этом не только наша личная заслуга, ведь за нашим успехом стоит очень много местных людей. Просто они в один прекрасный момент поняли, что помимо техно и хауса есть ещё другая музыка. Это факт, что люди здесь гораздо более открыты ко всему новому, чем во многих других местах, так что для меня оказалось счастливым стечением обстоятельств, что до нас никто здесь не предпринял попыток реализовать тот огромный потенциал, что кроется за музыкой с глубоким басом. В плане продакшина же могу сказать, что мой новый альбом не просто продолжает «дело» предыдущего, это действительно шаг вперёд для меня в плане звучания. И это, в принципе, всё, чего я мог бы желать на данный момент. В итоге, получается, что я выполнил все пункты «плана», которого на деле не существует. Приходилось слышать, что ты до недавнего времени продолжал работать на «обычной» работе, не связанной с музыкой. Насколько сильно это отнимало у тебя время? Да, ты знаешь, целых три года я думал над тем, чтобы, наконец, бросить это занятие, и только вот недавно всё же решился. На протяжении довольно продолжительного периода времени у меня было, можно сказать, две работы: сначала я проводил время в офисе с девяти до пяти – а это мне не нравилось вообще, а потом, уже в «свободное» время, занимался лейблом и умудрялся ещё как-то писать свои треки. На личную жизнь времени вообще не оставалось. Но могу сказать, что сейчас тоже несладко, и ситуация почти идентичная. Дело в том, что наше начинание очень сильно разрослось, и сегодня музыка отнимает у меня абсолютно всё время. Иногда не можешь себе позволить даже элементарно отдохнуть и спокойно посидеть на диване. На самом деле, теперь музыка стала для меня той самой «обычной» работой. Когда ты занимаешься чем-то всё своё время, это рано или поздно становится твоей работой, независимо от того, чем ты, собственно, занимаешься. Хотя, с другой стороны, сейчас я наслаждаюсь своим делом, мне оно действительно нравится. Так что жаловаться мне не на что. 2009 год стал, наверно, самым успешным в истории как для тебя лично, так и для Hotflush. Как думаешь, почему пик популярности пришёлся именно на это время? Связано ли это с тем, что саунд коммерческого дабстепа, где превалирует wobble-звучание, всем уже наскучил? Ну, начнём с того, что дабстеп сам по себе, а, если быть точнее, большинство того, что называют дабстепом, давно уже является скучным. Наверно, это продолжается ещё с 2006 года, когда само понятие «дабстеп» стало известным широкой публике. Поэтому для меня лично, как и для многих других, наиболее интересным остаётся всё, что происходит на границе дабстепа и других стилей. За последний год произошло много чего интересного, даже, наверно, за последние два года. Увеличивается число тех, кто пытается делать что-то новое, и очень здорово, что появляются такие лейблы, как, например, Apple Pips. Сегодня существует несколько подобных «оплотов», постоянно ищущих новые направления развития. Ведь смешение с другими стилями, объединение – это как раз то, что в первую очередь и являлось движущей силой дабстепа с самого начала существования жанра. Развитие не стоит на месте, постоянно происходит что-то, достойное внимания – надо лишь копнуть немножко глубже. Возможно, многие люди, любящие дабстеп таким, как он есть, могут не обратить на это внимания, но положительный момент заключается в том, что интересная музыка привлекает людей, изначально далёких от дабстепа. Думаю, что такая аудитория и сделала наш прорыв возможным. Мы, Hotflush, не пытаемся искать какие-то причины, почему нам удалось или не удалось стать популярными – мы всего лишь делаем ту музыку, которая нам нравится, которую мы считаем качественной. Хотя тебя часто называют дабстеп-артистом, нельзя не отметить огромное влияние техно/хаус-сцены, а также последних минималистичных днб-тенденций на твоё творчество. Назови имена музыкантов и, может быть, лейблы или целые направления, которые посредством своего влияния сделали твой саунд таким, как он есть сейчас. Это правда. Все три перечисленных тобой направления в той или иной степени имеют влияние на мою музыку сегодня. Но если говорить о том же драм-н-бейсе в целом, то наибольшее вдохновение для меня лично всегда составлял Photek, особенно его ранние пластинки 94-го и 95-го годов. Прекрасно помню его дебютный релиз на Metalheadz. Ну и, естественно, огромное влияние на любого артиста оказывает музыка, с которой он рос. Даже больше, чем хаус и техно, мне нравился и до сих пор нравится стафф с лейбла Warp. Первые пластинки Autechre и Aphex Twin и их эффект на моё сознание тяжело недооценить. По большому счёту, эти ребята и формировали моё видение того, какой должна быть музыка. Ещё я раньше много слушал музыку проекта Plastikman Ричи Хоутина и недавно решил «освежить» её в памяти. В общем, за последние пару месяцев я заново переслушал кучу той, старой музыки. Ещё раз почувствовав её магию и ощутив колоссальное её влияние, я могу сделать вывод, что это умное и экспериментальное звучание оказало на меня гораздо больший эффект, чем хаус или техно. Конечно, проживая в Берлине, сейчас я волей или неволей слушаю очень много работ в этих стилях, и их влияние также нельзя отрицать. Но всё же с экспериментальной музыкой я рос и сейчас подсознательно чувствую её и возвращаюсь к ней. Поэтому место главного моего influence я бы отвёл именно ей. Ты заявлял, что когда Hotflush только начал свою работу, основной целью лейбла было издавать такую музыку, которую никто нигде не издаёт. С тех пор прошло немало времени, и сегодня звучание твоего лейбла, бесспорно, уже можно назвать трендовым. Планируешь ли ты направить первоначальную задачу в новое русло или будешь продолжать то, что происходит сейчас? Так получается, что мы просто делаем что-то и смотрим, к чему это всё приведёт. Но в целом, да, изначально наша позиция была такой: попытаться издавать музыку, которую никто больше не издаёт. Возьмём, к примеру, проект Mount Kimbie. Прошло очень много времени, прежде чем мы всё же решились выпустить их первую пластинку. Это хороший пример: всегда разная музыка, которая не попадает под определение какого-то одного конкретного жанра, но это интересная музыка. Так вот, они слали мне промо годами, постоянно экспериментировали, что есть хорошо для них как для музыкантов. Мы понимали, что это круто, но ты никогда не знаешь, какой будет реакция на твой неоднозначный продукт. Конечно, это хорошо, когда твои эксперименты хорошо воспринимают, а в нашем случае это происходит, к счастью, почти всегда. К последнему вопросу: изменились ли твои критерии отбора музыки для Hotflush за время от самых истоков лейбла до дня сегодняшнего? Не очень. Всегда вся музыка, которая, так или иначе, претендует на выпуск на нашем лейбле, предварительно проходит «экзамен» в моих диджейских выступлениях. Сколько себя помню, всегда так было: кто-то присылает мне треки, я их играю на публике, и если они «заходят» в клубе, то мы принимаем «сделку» и выпускаем релиз. Могут быть, естественно, исключения – как те же Mount Kimbie. Всё дело в том, что их музыку не очень-то и поиграешь в клубе, поэтому у них немного по-другому всё происходит. Но вообще, наш фундаментальный принцип отбора саунда, вайба – нет, правильнее будет сказать даже «чувства Hotflush» - это потестировать работы во время моих сетов. Если это работает, то ты сразу получаешь большую отдачу. Этого принципа и придерживаемся. Поговорим о твоих последних работах. Ты записал микс «Sub:stance» для лейбла Ostgut Ton через полтора года после запуска серии одноимённых вечеринок. Можно ли уже сейчас судить об успехе эксперимента с крупным дабстеп-ивентом в Берлине? Да, вполне, всё получилось фантастически хорошо. Дело не только в нас, но и в том, что «Berghain» - сам по себе отличное место, это замечательный клуб, который уже стал легендарным. Но с другой стороны, он в первую очередь известен по техно-музыке, и мы сначала не были уверены, что наши вечеринки с bass music будут успешными. Я помню первую «Sub:stance», какой это был огромный риск и для нас, и для ребят, которые стоят за клубом. Они нам очень помогали первое время, и первая вечеринка неожиданно для всех прошла просто замечательно. Последующие тоже: каждый ивент получал «sold out» и атмосфера была потрясающей. Мне даже показалось, что наши мероприятия в Берлине чем-то напоминают ранние британские дабстеп-пати, которые проходили в 2005 или 2006 году. Схожесть ещё и в том, что аудитория таких вечеринок очень велика (хотя до этого ничего подобного здесь не проводилось), но мы продолжаем оставаться, как бы, в андеграунде. Таков мой взгляд на «Sub:stance». Да и с самой компиляцией, вроде как, всё здорово. Ты сам понимаешь, насколько велик сейчас потенциал лейбла Ostgut Ton. Да что там говорить – это и один из моих любимейших лейблов. Так что всё круто… Многие известные диджеи в последнее время говорят о том, что издать успешную компиляцию становится всё тяжелее в связи с тем, что интернет пестрит всевозможными бесплатными миксами. Из-за этого приходится изощряться – вот Диксон, к примеру, записал микс, практически полностью состоящий из своих эдитов. Какая отличительная особенность твоего диска от, к примеру, тех же подкастов Hotflush? Да, довольно интересный вопрос. На самом деле, я согласен, что то, как люди получают и ценят музыку, изменилось за последнее время, и всё из-за интернета. Ты должен быть готов к тому, что когда ты что-то выпускаешь, большинство людей послушают твою работу, но платить за неё не будут. Но мы, если честно, даже не задумывались о подобных вещах, когда решили издать микс. Идея заключалась в том, чтобы создать какое-то логическое продолжение самой вечеринки, сделать такой себе «аккомпанемент». Я хотел записать микс, который был бы наиболее близким представлением того, что я играю в клубе, представлением того, что такое «Sub:stance». Там много unreleased stuff – да, можно сказать, что этим сейчас никого не удивишь, но, так или иначе, мы твёрдо решили выпустить этот диск. Просто чтобы дать людям понять, какова эта вечеринка. Вот и всё. В марте выходит твой второй сольный альбом – немалое достижение для дабстеп-сцены, где диски явно не являются основным носителем. В нём есть как работы, вполне традиционные для твоего прошлого творчества, так и треки, открывающие нам новые музыкальные грани Scuba. Расскажи поподробней о последних. Ну, работа над альбомом – это достаточно продолжительный процесс. Когда я писал свой первый альбом, всё было так: я сделал кучу треков, а потом большинство из них просто отсеял, выкинул. Что-то подобное произошло и со вторым. Я хочу сказать, что мой подход к изданию диска не поменялся, но я при этом всё равно считаю «Triangulation» своеобразным шагом вперёд. В нём представлено самое разнообразное звучание: от какого-то необычного драм-н-бейса меньше ста bpm до, назовём его так, дабстепа, экспериментального дабстепа – того саунда, который многие считают «моим». Как так получилось? Мне просто захотелось взять как можно больше всего, что повлияло на моё музыкальное «я», и объединить это в одну работу. В итоге, как я уже сказал, получилась смесь всего от музыки на 85 ударов в минуту до хауса на 126 bpm и того самого «weird dubstep».Отсюда и название альбома – это три основных влияния, осуществляемых в моём направлении. Но при этом, я надеюсь, у меня получилось сделать альбом единым целым, чем-то гармоничным, потому что я так изначально и хотел – создать одну структуру, которая будет служить оригинальным listening experience для слушателя. Мне кажется, что всё вышло, как и было задумано, и я по этому поводу очень рад. Если говорить о том, как я пришёл к такой идее… Естественно, мне хотелось сделать что-то действительно новое для себя, но ведь ты не можешь сию же минуту взять и совершить радикальный break. Это, скорее, естественная эволюция моего саунда за последние два года. Да, второй альбом должен идеально отображать, чем я занимался всё это время. Мы уже затронули тему изменения саунда. Хотелось бы услышать твоё мнение по поводу последних модных тенденций в, назовём её так, bass driven-музыке. Как ты относишься к UK funky, возрождению гэрриджа и набирающему обороты Autonomic-звучанию? Вся эта штука с uk funky является для меня необычайно интересной. Очевидно, что её истоками всё-таки была хаус-музыка, но то, что мы получили в результате, - это взгляд на неё под совершенно другим углом, в основном, скажем так, это взгляд на хаус со стороны продюсеров, раньше писавших грайм. Наверно, такое смешение является естественным. Не знаю, как это объяснить… Я думаю, что Лондон со стороны кажется довольно странным местом, но вот с точки зрения Лондона uk funky является просто очередной трансформацией уже знакомого звучания. И гэрридж всегда здесь был в почёте, он никуда не пропадал – всё равно были клубы, основными направлениями работы которых оставались гэрридж и хаус, даже во время этого застоя коммерческого гэрридж-звучания. Так или иначе, может быть, в не очень больших масштабах, но эта музыка всё равно осталась той, под которую люди в Лондоне хотят танцевать. В музыкальном же плане я нахожу её очень интересной и креативной, хотя какая-то часть её, конечно же, может и не соответствовать этим параметрам. В такой музыке заложен большой потенциал, и я лично вижу положительный момент в том, что хаус в UK опять становиться качественным, потому что, несмотря на наличие больших клубов и популярных вечеринок, посвящённых хаусу, воспринимать его всерьёз начали только совсем недавно. То, что происходит с гэрриджем, это и есть переплетение с упомянутым тобой funky. В UK был большой бум гэрридж-музыки в 90-ых, но многие эту музыку, к сожалению, забыли. За ним последовали период, когда под этим названием понимали слащавую попсу. Хорошо, что сейчас эти корни, этот influence возрождаются в новом обличии. Ну а по поводу минималистичного драм-н-бейса, как тот, что играют Autonomic crew – тут ситуация очень схожа с funky-штукой. Все знают, что днб «гремит» уже очень давно, и появление какой-то свежей струи внутри этой сцены давно ожидалось и напрашивалось само собой. Я сам большой фанат Autonomic, и это действительно очень классная музыка, но стоит понимать, что так называемый «minimal drum-n-bass» это не только Autonomic, и на этой микро-сцене также хватает посредственного и скучного продукта. Другое дело, что ребята из Autonomic не стоят на месте, и это залог их успеха – они не боятся и не стесняются взять что-то оттуда, а что-то отсюда, они в открытую экспериментируют. А это многого стоит – не каждый решится на подобный шаг. Скоро выходит твоя первая пластинка под именем SCB, псевдонимом, который к дабстепу ты не относишь никаким образом. Планируешь ли ты отдельную гастрольную деятельность для SCB? Если быть предельно откровенным, то проект SCB родился во время моих продолжительных выступлений в Берлине. Мне нужно было отыграть больше, чем обычно, и поэтому я ставил много «прямого» хауса и техно в начале сета. Этот экспириенс и побудил меня попробовать то же самое в студии – писать треки, которые составляли бы ту «другую» половину моего выступления. Потом я поймал себя на мысли, что хочу отгородить эту деятельность от основной, сделать её отдельной и полноценной. Для меня это другой взгляд как на продакшн, так и на диджеинг. У меня уже состоялась дебютная вечеринка для SCB, и машина уже запущена – я позиционирую это как совершенно другой проект. Я не планирую делать из этого что-то грандиозное и пытаться раструбить на весь мир о новом проекте, а тем более не испытываю какого-то порыва, связанного с этим. SCB – это всего лишь очередной эксперимент для меня, эксперимент с разными стилями. Я просто хочу попробовать сделать что-то действительно разнообразное, поэтому никаких Наполеоновских планов вовсе не строю. Посмотрим, к чему это приведёт… Как долго ты решался на выпуск дебютной пластинки этого нового проекта? Ну, первый релиз SCB состоялся ещё в 2008 году, это была пластинка ремиксов на мой первый альбом. Там на одной стороне был ремикс Марселя Деттманна, а на обратной – ремикс SCB на трек «Hard Boiling». Конечно, долгое время (около восьми месяцев) я сомневался, стоит ли мне попробовать «другое» творчество или нет. Я не мог решить, хочу ли я видеть такой свою музыку и буду ли ею доволен. Как я уже говорил, я не хочу ни с чем спешить. У меня уже есть определённый материал в этом направлении, готовый к использованию, но я пока что, пожалуй, повременю с его выпуском. В качестве итога. Ты говорил, что название «Triangulation» символизирует трёхгранность твоего нынешнего творчества. Как думаешь, количество граней будет увеличиваться? Если да, то за счёт чего? Я знаю, что ты никогда не участвовал в каких-либо коллаборациях, к примеру. Хм, ну вообще я какое-то время подумывал о том, чтобы включить одну или пару песен в альбом. Были такие мысли, но в один момент я решил, что это было бы слишком. Хотя в «Triangulation» и есть немного вокала, это скорее относится к семплированию – полноценной песней такое не назовёшь. Я очень любил песенный жанр, когда был помоложе, и мне кажется, что это нечто совершенно другое по сравнению с тем, чем занимаюсь я. Хотя, в целом, я никуда не спешу – всё должно произойти само собой. По поводу коллабораций… Наверное, это всё из подросткового возраста. Я когда-то пытался участвовать в каких-то музыкальных группах, но не могу сказать, что этот опыт оказался для меня выдающимся, скорее наоборот. Видимо, я хочу сам контролировать свою музыку. С тех пор, а тем более с того времени, когда я делаю электронную музыку, я ни разу не пробовал ни с кем сотрудничать. Хотя были моменты, когда это могло произойти, но так и не получилось – возможно, в будущем получится, кто знает? Интервью брал Игорь Глушко для журнала Djam Информация с портала Topdj.ua |