По каким критериям ты отбираешь материал для ремиксов?- Ну, просто раздаётся телефонный звонок. Но для меня это не только работа. Я люблю это делать. Я уже довольно давно этим занимаюсь. Если мне не изменяет память, свой первый ремикс я сделал ещё в 1989 году и мне это понравилось. Иногда моя версия практически не отличается от оригинала, только незначительные вещи меняются, а иногда мне приходится создавать что-то совершенно новое, оставив только пару моментов от изначального трека. Мне очень нравится этим заниматься.
- Из твоих рук вышли ремиксы как на металлические команды, так и на поп и рок артистов. С кем было сложнее работать?
- Наиболее сложная работа – когда ты делаешь танцевальный ремикс на изначально танцевальный трек, т.к. оригинал уже сам по себе самодостаточен, и обычно тяжело что-то менять. Намного проще делать ремиксы на гитарные команды. Энергия, вложенная в песню, столь отлична от танцевальной, что когда ты берёшь и соединяешь их – получается что-то действительно неповторимое. Я очень горжусь ремиксами, которые я сделал на COLDPLAY и Fatboy Slim’а! Признаться честно, мне нравятся все мои работы по различным причинам, но вот эти – самые крутые.
- Что для тебя музыка в целом?
- Это инстинкт! Я должен это делать. Некоторые люди думают: “чёрт побери, какая у меня хреновая работа!” И при этом они даже не пытаются что-то изменить в своей жизни! А я каждый день просыпаюсь и думаю: “блин, мужик, да у тебя самая клёвая работа на этой планете!” Я делаю то, что мне действительно нравится, и мне ещё платят за это деньги...
- Что, как правило, является для тебя источником вдохновения?
- Да абсолютно всё! Мир вокруг меня! Путешествия, фильмы, люди которых я встречаю, книги, в прогулки с моей собакой по пляжу, в общем – в совершенно обычные, и в то же время самые важные на свете вещи.
- А как ты относишься к широко распространённому мнению, что электронная музыка лучше сочиняется, а также воспринимается, под действием наркотиков?
- Ооо…ну…я не буду отрицать что использовал их когда был молод, но сейчас мне это стало неинтересно…
- Как ты думаешь, королю рок-н-ролла понравился бы твой ремикс?
- А, Элвис? Да он же его обожает! Он кстати жив, но это самый большой секрет в мире!
- Том, с чего началось твое увлечение музыкой?
Я вырос среди музыки, и она постоянно меня сопровождала. Моя мама была преподавателем игры на скрипке, сестра играла на фортепиано, а в возрасте трех лет я тоже начал обучаться игре на клавишных. В моей семье это было в порядке вещей. В восемь лет у меня появилась ударная установка, в двенадцать лет я освоил гитару, в четырнадцать – бас-гитару, в шестнадцать – устроился работать продавцом в музыкальный магазин. В то время как раз появились первые компьютеры, и стали доступны первые синтезаторы. И вот тогда я понял, что комбинирование звуков традиционных инструментов и электронных сэмплов станет делом всей моей жизни.
Ты пишешь саундтреки к компьютерным играм. Нравится ли тебе этот вид творчества?
Музыкальное сопровождение к компьютерным играм бывает двух видов: «score» и «soundtrack». «Score» дословно означает «нотная партитура» – это оригинальная музыка, написанная композитором по заказу специально для компьютерной игры. «Soundtrack» — это лицензированная музыка разных исполнителей, которая используется в компьютерной игре. Мне нравится участвовать в написании и того, и другого вида музыкального сопровождения.
А каков процесс написания саундтрека к компьютерной игре?
Существует три способа. Первый – это когда из альбома исполнителя берут и используют оригинальный трек. Второй – когда специально делают ремикс на оригинальную композицию. Третий – когда полностью пишут музыку ко всей компьютерной игре. Последний способ – самый интересный. Ты полностью вовлечен в творческий процесс создания продукта: общение с разработчиками и менеджментом, встречи и переговоры, телефонные звонки по четыре-пять раз в день, прохождение игры целиком. В конце концов, у тебя складывается полное представление о том, какой должна быть музыка. Это очень напряженный процесс, но ты получаешь от этого удовольствие.
Тебе легче играть на опен-эйрах и просторных площадках или в небольших клубах?
Когда я играю на крупных фестивалях, то чувствую исходящую от толпы мощную энергетику. Когда выступаю в клубах – персонально контактирую с каждым гостем вечеринки, чего нельзя сделать на фестивалях. Там невозможно разглядеть лица танцующих, а видна лишь общая масса людей. У меня был опыт игры и в маленьких клубах вместимостью до трехсот человек, и на крупных фестивалях – каждый раз было восхитительно. Поэтому сочетание выступлений в клубах с игрой на больших площадках является для меня оптимальным.
Каждый раз, когда ты играешь, у тебя возникают разные или одинаковые ощущения?
Нет, они различные, потому что обстановка разная, люди разные, клубы разные, дорога к ним тоже разная. Я не привык к однообразию. У меня нет никаких политических «хозяев», которые указывают, что делать – это не для меня, а для U2 и им подобных. Обычно я выступаю всегда в хорошем настроении. Я люблю свою музыку и заложенную в ней энергетику. Когда она доходит до публики – это самое важное для меня.
Есть какая-либо разница между русскими и европейцами?
Русские увлекаются изобразительным искусством, поэзией, в большинстве своем они интеллигентные люди. Нет смысла сравнивать их с европейцами или американцами. Между ними очень большая пропасть. Но на музыкальных событиях в России люди ведут себя так же, как и в других странах. Они танцуют, когда слышат позитивные вибрации. Когда музыка «ломается» и бит возвращается, они взмывают руки вверх. А ты наблюдаешь за этим, видишь реакцию толпы и получаешь от нее положительную энергетику. Так происходит во всем мире.
Расскажи об особенностях своих выступлений. Ты всегда выступаешь вживую?
Я никогда не занимался ди-джеингом. Только один раз попробовал – это было ужасно. Со мной на гастролях всегда пара лэптопов и куча другого оборудования. Выступая вживую, я много импровизирую, могу спокойно менять порядок треков в зависимости от настроения публики. Я всегда играю на своем оборудовании и могу сделать с его помощью то, чего ди-джей на своем сделать никогда не сможет.
Ты работал когда-нибудь с российскими ди-джеями или музыкантами?
В восьмидесятые годы я сотрудничал вместе с советской группой под названием «Телевизор». Я и сейчас готов сотрудничать с музыкантами из России, записывать с ними новые треки. Со многими артистами я постоянно пересекаюсь «по долгу службы», но обычно пишу треки сам, в одиночку. Это мой выбор. Так я строю свою работу на протяжении последних лет. За двадцать пять лет я успел посотрудничать со многими музыкантами, но постоянно нахожусь в поисках новых.
Как ты относишься к фотосессиям и общению с поклонниками?
Я считаю это частью своей работы. Очень важно, чтобы была постоянная связь между артистом и его поклонниками. Личное общение порой куда эффективнее в плане продвижения артиста на рынок, чем статья в журнале. Это действует быстрее.
Твое любимое место отдыха, вид спорта?
Любимое место отдыха? Хмм… Диван у меня дома. Да-да. (смеется) В те редкие минуты, когда я лежу на диване, с газетой и моей собакой, я отдыхаю. Большинство людей делает это каждый день. Но для меня это нестандартное времяпрепровождение. Что касается спорта, то я люблю его смотреть. В особенности футбол. До сих пор поддерживаю команду Аякс из моего родного города Амстердама, смотрю матчи по Интернету.
- Я слышал, что ты проводишь по 14 часов в день студии. Когда ты находишь время на сон и отдых?
- Отсыпаться я планирую после смерти.
- Ты все еще преподаешь?
- Да. В Голландии есть образовательная программа, организованная тремя музыкальными университетами. В рамках этой программы у меня есть свой 4-летний курс, я приезжаю три-четыре раза в год и провожу мастер-классы для студентов.
- Нравится преподавать?
- Очень нравится. Мои студенты – молодежь 16-17 лет, они полны энтузиазма, они хотят прославиться в музыкальной индустрии, это очень приятно.
- Ты пишешь множество саундтреков для фильмов, рекламы, компьютерных игр. Тебе это нравится так же, как и написание музыки?
- Мне нравится все, что связано с музыкой. Я впервые занялся написанием музыки для фильмов в 1994-ом году, уже 14 лет прошло. Так что, по сути, я начал заниматься написанием саундтреков и написанием музыки где-то в одно время. Такое разнообразие делает жизнь интересней.
- Твои треки несколько раз становились саундтреками к известной серии игр Need for Speed. Ты сам гонками увлекаешься?
- Обожаю машины и быструю езду. Но это слишком опасно.
-Ты составил первоначальные электронные саундтреки для NFS Pro Street - как ты передаешь ощущение скорости в песне?
- Это не легко. Когда Вы делаете музыку в этих типах игр, требуется иметь некоторый vibe, и это должно работать на ваших нервах так, чтобы опыт стал очень интенсивным. Всегда трудно придумать счет, который делает каждого счастливым, но я полагаю, что, так как музыка диалоговая и там, чтобы увеличить опыт игры, это не действительно проблема, если музыка не соответствует геймерскому вкусу музыки точно.
- Твой сольный альбом, названный Radio JXL: A Broadcast from Computer Hell. Альбом включает в себя два диска. Расскажи поподробнее о его концепции.
- Radio JXL - это название виртуальной радиостанции, имитирующей стандартное вещание. В отличие от обычных радиостанций, эта вещает на весь мир. Computer Hell Cabin - так называется моя студия в Амстердаме. И не спрашивайте, почему она так называется - я вряд ли смогу объяснить. Наверное, потому что там горы компьютеров и техники... Первый диск альбома (3pm) отображает «дневное» вещание, второй (3am) - «ночное». 3am представляет собой именно ту музыку, которую можно услышать по ночам на радиостанции с танцевальной музыкой: треки перетекают один в другой; это как ночное путешествие.
3pm состоит из 20 треков, записанных в сотрудничестве с пятнадцатью приглашенными вокалистами. На нем четко видно, как танцевальная музыка мутирует в поп-музыку и наоборот. Среди вокалистов, записавшихся у меня, - Саффрон из Republica, Гэри Ньюмен, Chuck D из Public Enemy, Соломон Берк, Терри Холл, Грант из Feeder и много других интересных людей. Этот CD напоминает обычное дневное вещание, правда, не вполне обычной, а продвинутой радиостанции - стандартной попсы вы здесь не услышите. С момента выхода альбома такое «вещание» происходит и на нашем сайте. Там можно услышать много разного материала. В процессе работы с вышеуказанными людьми я брал у них короткие интервью на разные темы - это тоже можно услышать на сайте. Чак Ди, например, рассказывает о том, что вдохновило его на занятия музыкой, что он слушает и что рекомендует послушать и тому подобное.
- Ты говоришь о www.junkiexl.com?
- Да, это сайт радиостанции. У меня есть и официальный сайт, на котором размещается форум, где бы люди могли пообщаться, и ссылка на сайт радиостанции.
- Ты набрал отличную тусовку музыкантов. Трудно ли было собрать их вместе?
- Еще бы! Довольно трудно собрать такой коллектив. Огромное количество времени уходит на согласование времени с лейблами и менеджментами музыкантов. Чтобы записать альбом, мне понадобилось целых три года!
- От твоего первого альбома «Saturday Teenage Kick» до «Sounds Of The Drags», а оттуда к A Little Less Conversation твоя музыка менялась, музыкальный спектр становился все разнообразнее... Ты собираешься продолжать в том же духе?
- Конечно! Я считаю, для каждого артиста важно все время переоткрывать себя заново, эволюционировать с каждой записью. Вокруг много артистов, однажды поймавших какую-то свою фишку и продолжающих использовать ее из года в год. Я не нахожу это таким уж интересным. С другой стороны - после выпуска какой-то удачной записи у тебя появляется армия поклонников, которая ждет продолжения и может не принять изменения курса. Я начинал с индустриальной гитарной музыки с командой NERF в 1991-м году и постепенно пришел к танцевальной музыке. Десять лет назад я был сердитым молодым человеком с анархистскими убеждениями и кричал на весь мир о своих проблемах. Но с годами люди успокаиваются,и я стал более спокойным и уже не так сердит.
- Чем ты занимаешься в качестве продюсера? Говорят, ты продюсировал дебютный альбом Sasha «Airdrawndagger». Как это случилось?
- Мы с Sasha и до этой работы знали друг друга - он пару раз включал мои треки в свои танцевальные сборники. Над этим своим альбомом он работал около шести лет и все никак не мог его завершить. В один прекрасный день он пригласил меня к себе в студию и показал несколько идей. Удивительно, как быстро мы сработались - не только в музыкальном, но и на персональном уровне. Он увидел во мне человека, который поможет ему структурировать его идеи и довести альбом до логического завершения. Sasha - очень талантливый музыкант со множеством интересных идей, уникальная личность! У него так много идей, что он не знает, за какую взяться - каждую неделю он приходил со все новыми и новыми идеями для одного и того же трека, и в конце концов мне приходилось говорить: «хватит, давай оставим это для следующего трека!». Мы здорово провели время в его студии и я многому у него научился.