O.Z.O.R.A. Festival начинает впечатлять задолго до того, как попадаешь внутрь. И дело здесь не в масштабной рекламе, красивых флаерах-листовках, отлично сделанном сайте и многообещающ6ем лайн-апе. Уже в аэропорту Будапешта можно видеть надписи, направляющие гостей на правильный путь. На путь бесконечного счастья, улыбок, веселья и того самого угара, за которым стремимся мы - новички на этом хэппенинге. Наша задача - продержаться на танцполе целую неделю. Как и полагается, день здесь начинается после полудня: рэйверы - ночные существа. Отсчет пошел... Первые сутки Еще до начала праздника толпы народа уже с нетерпением клубятся вокруг тентов танцполов, раскинув в округе внушительный кемпинг из тысяч палаток и шатров (остаётся только удивляться, с каким тщанием люди сооружают себе жилище на 5-7 дней). Музыка доносится из десятков ресторанов и сотен автомобилей… Время подходит, и 25 тысяч человек стекаются к танцполу на открытие фестиваля. Juno Reactor блестяще и искрометно открывает праздник, окуная людей в ритмы африканских тамтамов, афроинструментов и живого пения. В какой-то момент отцы заставляют добрую часть танцпола исполнять знакомые всем песни, объединяя людей при помощи афробита. Хотя, на мой взгляд, концерт получился несколько академическим и сильно затянутым, с длинными паузами между треками и аплодисментами.
Рассвет и утро первого дня сопровождают Liquid Soul, за ними Andromeda своими мелодичными мелодиями вселяет в людей бесконечно позитивное настроение. Недаром столько раз его пытались привезти в Москву - я видел своими глазами, как некоторых людей эта музыка заставляла плакать!
Вторые сутки В целом чилл-аут O.Z.O.R.A. можно поделить на две части: чилл-аут inside и чилл-аут outside. Шатёр, похожий на цирковой, со здоровыми психоделическими грибами по периметру, вокруг него - газон, на котором вечерами за разговорами и общим весельем собирались сотни человек. Внутри - комбинация из десятка разных видеопроекций, тонких красивых полотен с мандалами, прозрачными многослойными экранами, фонариками. Первое впечатление - как будто человек попадает на иллюстрации Дали к Алисе в Стране Чудес – настолько всё было ярко и далеко от земной реальности. Днём и ночью здесь можно принять душ, сходить на йогу в Workshop area, поучаствовать в медитативных практиках и практиках Body repair, послушать диковинные инструменты (целый оркестр из диджериду!) По традициям, которые берут свое начало в индийском штате Гоа, особое время – закат и встреча ночи. Холмистые просторы с самыми разнообразными рощами деревьев позволяли наслаждаться закатами в полной гармонии. Так незаметно приходит вторая ночь. Низкий старт - шведский коллектив Chromosome пускает толпы в безостановочный пляс с криками и улюлюками. Такая музыка в ином месте может показаться старомодной и неактуальной, но профессионализм обработки звука берёт своё – люди были счастливы слушать затейливые goa-ритмы, так что многие просыпались и вылезали из палаток, чтобы нестись бегом на танцпол! И в течение ночи музыка становится всё темнее и жестче, переходя в бескомпромиссный dark psy: запустил свой сет знакомый москвичам Cosmo с новым и очень интересным материалом. Правда, за интенсивностью запилов местами было довольно сложно танцевать - настолько быстро сменялись темы… язык не поворачивается назвать их мелодиями!
Далеко за рассветом музыка успокаивается и начинает опять играть дневной psy-prog в исполнении старейшего французского коллектива Jaia, венгра Gorgo и всемирно известных звёзд шведской prog-сцены Vibrasphere. Все трое демонстрируют невиданное качество звука, объёмного баса и простых, но глубоко гипнотизирующих мелодий.
Третьи сутки
Electric Universe открывает сет треками, состоящими из проверенных долгими годами хитов. Чуть ли неина каждом толпа взрывается криками и аж земля содрогается от прыжков, когда играет фирменная EU-шная гитара. Full-on во всей своей красе с последовательным расколбасом. Бразилец Swarup показался на фоне EU настолько блеклым, что мы постоянно пытались списать бледность его сета на плохой звук – настолько чёткое и профессиональное звучание продемонстрировала по контрасту с ним Электронная Вселенная! Что ж, недаром Борис Бленн (Boris Blenn) издаёт музыку уже 15 лет под десятком псевдонимов.
После Hyper Frequencies танцпол взяли в свои руки итальянцы. Сердце замирает - за пульт входит сам Максим Ланфранцони (Maxim Lanfranconi), участник проекта Etnica! Настроение публики резко меняется, простые танцы сменяются настоящим музыкальным путешествием! Каждый трек - как шедевр и отдельная история, которая слушается завороженным залом от начала до конца. Неожиданно Максим отказался от притехнованного звучания, играя нечто среднее между full-on и классическим ночным goa-trance. Очень расстроило то, что под сет итальянца начался дождь и многие ретировались с танцпола по лагерям. Возможно, именно поэтому столь долгожданного live-выступления Pleiadians - еще одного совместного проекта Максима и Маурицио Беготти (Mauricio Begotti) - не состоялось, четыре с половиной часа длился диджей-сет от Максима.
Четвертые сутки
Что значит "портили"? Это же музыкальный фестиваль, а не деревня Anjuna! Чилл-аут меж тем плавно захватывают резиденты лейбла Ultimae: Solar Fields, за ним Asura и ближе к полуночи дуэт H.U.V.A. Networks. Тщательно подготовленные сеты погружают людей в путешествие на волнах ambient, очень плавно, очень мяукающе, очень мягко, музыкальные фразы - на грани восприятия. По звучанию все трое очень похожи друг на друга, и издалека даже не всегда было понятно, когда закончил сет один и начал другой, но явная тенденция проявлялась в убавлении скорости и интенсивности. Solar Fields сыграл практически весь новый альбом и обошёлся без колбасы (не psy-prog, как на альбоме 2008-го года, а известный фирменный down-beat с прямой бочкой, чем немного расстроил).
Территория фестиваля была ошеломляюще огромной. От входа до танцпола пешком идти надо было больше получаса, так что среди холмов, оврагов и ущелий звук Main-stage мощностью 150 квт (!) совершенно терялся, и на периферии только музыка из машин и непрекращающаяся жизнь от души веселящихся людей нарушала тихое спокойствие долины близ деревни Ozora (собственно в честь которой и назван фестиваль). Вековые дубы, огромные липы и грецкие орехи, природа степи (колючки-колючки-колючки). В промежутках между фестивалями (т.е. 11 с половиной месяцев в году) это место используется для выпаса баранов, которых отгоняют подальше от фестивальных отдыхающих. Каждое утро чуть после рассвета баранов вели на водопой мимо танцпола, приводя танцующих людей в восторг.
В музыкальном пространстве особо выделились шведы Logic Bomb. Как и на их визитах в Москву, музыка была поистине ошеломляющая и масштабная. В смелых и чётких музыкальных партиях и супер-профессионально обработанном звучании люди переносились если не в глубины космоса, то, по крайней мере, на палубу корабля, летящего со скоростью света. Француз Кристоф (Christof), создатель лейбла 3Dvision, после него оказался контрастно и бескомпромиссно жёстким: выдал очень много скрежещущих и прямых звуков... как, впрочем, и можно было ожидать, зная его проект Absolum. И что удивительно: насколько разнообразную музыку может писать один человек! Не выходя из-за пульта он же, дуэтом вместе с господином Holyszewski, играет под псевдонимом Transwave оld-style goa-trance в новой обработке, фактически в стиле full-on – оригинальное, хоть может и очень старомодное сочетание; музыкальные трели и переливы середины 90-х с обработкой баса, бочки и эффектов по последнему слову техники.
Дальше людей стало еще больше, и пространство взял в свои руки один из самых ожидаемых проектов психоделического пространства – Atmos (Швеция). Кому-то он не нравится, кто-то от него в восторге, но нет практически ни одного трансера, кто не был бы хорошо знаком с его музыкой. В общем-то, на Атмоса равняются все исполнители, которые начинают писать дневной psy-prog. Полтора часа не хотелось пропустить ни одного булька или всплеска, доносящегося из колонок. Оно и понятно: только профессиональный звукорежиссёр может творить такое с настолько простыми звуками и простые мотивы делать настолько совершенными. Ликующая толпа даже заставила парня поставить пару хитов на бис. По моему скромному мнению, отыграл он намного лучше, чем в московском клубе Ikra.
Пятые сутки Как и полагается на хорошем фестивале, одной музыкой и едой дело на O.Z.O.R.A. Festival не ограничивается. Если кому-то вдруг становилось скучно, он мог пойти покататься на карусели, посмотреть интересное кино в ресторанчике на обратной от танцпола стороне фестиваля или побродить по лабиринту в духе Стивена Кинга, сделанному в кукурузных полях. И не просто побродить, а даже, может быть найти смысл своей жизни в надписях, которые были развешены на перекрёстках. Например, я обнаружил такую: "There is no way to happiness. The way inside is the way to happiness". Подготовка к пятому дню была особенно серьёзной: людей даже не пускали близко к main stage – строили сцену, настраивали инструменты и готовились к выступлению звезд, которые у большинства людей, хотя бы отдалённо знакомых с электронной музыкой, ассоциируются со стилем ambient – Shpongle
Следующий за ними Tsubi начал было играть мелодичный транс, но показал яркий пример своего непрофессионализма как диджея. Чувак наверняка похоронил свою карьеру как psy-trance диск жокея раз и навсегда: к концу его сета у людей в голове зарождались идеи психоделической инквизиции. И только африканцы Protoculture (Замбия) с бесконечно позитивным full-on задали жару и вернули всё на круги своя. В каждом ударе их бочки и каждом звуке синтезатора слышались радость и веселье! Это не смогло не сказаться на танцующих – наконец-то их опять собралось несколько тысяч. Далее Digicult не ударил в грязь лицом. Бодрый и весёлый full-on с миллионом аудиошуток и очень позитивных мелодий задал самый прекрасный рассвет - как в колонках, так и в головах танцующих.
Шестые сутки
Далее, со всем присущим позитивом последней ночи, эстафету приняли англичане, из которых особо отличился Tristan. В его программе оказалось приятно много новых треков, но по-старому колбасных и последовательных. Ни на что не похожую мозаику из повторяющихся и одновременно не повторяющихся сэмплов - в России некоторые критики снабдили музыку Тристана забавным ярлыком "семплоделика".
И лишь немногие выжившие после такого фестиваля дотерпели до невероятного live-выступления в чиллауте английского дуэта Ott. Классические расплывчатые dub-мотивы сменялись праздничными фестивальными песнями (именно песнями - здесь было очень много вокала, и, как ни странно, очень тематичного) с множеством живых инструментов, как у целого психоделического оркестра. Недаром Ott являются резидентами того же лейбла, что и Shpongle – Twisted rec. И Музыку Ott кроме как великолепной назвать нельзя.
За сетом Ott начался официальный O.Z.O.R.A. afterparty. И не было людей, которые не покидали место фестиваля с сожалением: очень многих пришлось с этого места буквально выгонять силой. Ведь это - праздник, самый настоящий фестивальный праздник, куда хочется вернуться. Отдельный ни на что ни похожий мир. Мир нескончаемой радости, улыбок, веселья и самое главное - танца. O.Z.O.R.A. ! Я хочу еще! 28.08.2009, Виталий АРЗАМАСЦЕВ (ЗВУКИ РУ)
По материалам сайта: http://www.zvuki.ru |