Русское слово «музыка» – греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума.
Дать одно исчерпывающе точное определение явлению (или субстанции), называемому «музыка» невозможно.
Материалом музыки (с точки зрения физической) является звук, возникающий из колебания струны, столба воздуха (принцип духовых инструментов), мембраны – кожи, пузыря, дерева, металла. И с этой точки зрения звуки (так же, как и ритмы) – явление самой природы: пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды и т.п. Таким образом, через общность звуковой природной среды устанавливается связь со звуковой природой речи человека, с психикой, эмоциональным миром и физиологией человека (известно, что ритмической пульсацией не ограничена работой сердца, каждый орган человека имеет свою частоту вибрации). Конечно, звуки природного происхождения не есть музыкальное искусство. Звуки, из которых, как из атомов складывается музыкальное сочинение, должны обладать такими свойствами, как определенная высота (звук природы может не иметь одного основного тона), длительность, громкость и тембр. Форма музыки – это организация отдельных звуков, звучаний, интонаций (соотносящихся друг с другом тонов – интервалов) или музыкальных тем во времени. Музыка искусство временное, разворачивающееся во времени, и ритм есть основной принцип ее временной организации. Характер интонаций, мотивов и тем, их последовательность, смена, менее и более значительные изменения, трансформации, контрастные сопоставления (движение во времени музыкальных структур) – составляют драматургию музыкального процесса, придают ему особое художественное содержание и художественную целостность. В этом смысле музыка (ее форма) всегда есть процесс. С появлением в 20 в. музыкального авангарда и таких стилей как атональности, додекафонии, алеаторики, хэппенинга наши представления о музыке существенно изменились. Музыкальные структуры, которые определяли язык классической музыки, разрушились. Новые стилистические направления, когда в качестве художественного «произведения» начал выступать исходный материал музыки – нетрадиционным образом организованный во времени звук и ритм – способствовали расширению концепции музыки. Она получила эпохальное определение современной (модерн), отделяясь от классической (музыка 17–19 вв.) и старинной (музыка древней и средневековой Европы). Теперь к элементам музыкальной структуры стали причисляться не только «музыкальный звук», «интервал» или «тембр», но и «шум», «кластер», «скрип», «крик», «топот» и множество других звуковых явлений искусственного или природного происхождения. Более того, в качестве музыки начало осмысляться отсутствие звучания, т.е. – пауза, тишина (знаменитый опус Дж. Кейджа Беззвучная пьеса – 4"3"" tacet, соч. 1952). В этом отразился интерес некоторых европейских и американских музыкантов к медитативно-религиозным практикам Востока, изучение ими философии дзэн-буддизма, ислама, индуизма, влияние теософских концепций на понимание природы музыки. Интересное исследование под руководством профессора Адриана Норта, возглавляющего кафедру прикладной психологии, проведено в Университете Хэриот-Уотт в Эдинбурге (Великобритания). Сам ученый называет его “очень важным”, а результаты - “удивительными”. Опросив 36 тысяч человек из разных стран мира, исследователи пришли к выводу, что существует тесная взаимосвязь между музыкальными вкусами людей и различными типами личности. Так, к примеру, любители классической музыки - робкие и застенчивые, а поклонники хеви-метал - добрые и непринужденные. Исследование называют самым крупным из всех когда-либо проводившихся по этой проблеме. Его участникам предлагалось в порядке личного предпочтения разместить более ста музыкальных стилей и ответить на вопросы, позволяющие определить собственный характер. По мнению ученых, результаты исследования будут востребованы в маркетинге - если знать музыкальные предпочтения человека, можно определить, какой у него характер и какие товары ему можно предложить. КТО КАКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТИЛИ ПРЕДПОЧИТАЕТ Блюз - Уверенные в себе, творческие, общительные, добрые и непринужденные Джаз - Уверенные в себе, творческие, общительные и непринужденные Классическая музыка - Уверенные в себе, творческие, интроверты, раскованные Рэп - Уверенные в себе и общительные Опера- Уверенные в себе, творческие, добрые Регги- С высокой самооценкой, не очень трудолюбивые, общительные, добрые Кантри&Вестерн - Трудоголики и общительные Танцевальная музыка - Творческие, общительные, жесткие Инди - С низкой самооценкой, творческие, не очень трудолюбивые, жесткие Музыка Болливуда - Творческие и общительные Рок/хеви-метал - С низкой самооценкой, творческие, не очень трудолюбивые, добрые Поп-музыка - Уверенные в себе, нетворческие, трудолюбивые, общительные, добрые Соул - Уверенные в себе, творческие, общительные, добрые, непринужденные |