В широком, «житейском» смысле, шум — это исключительно громкий и «дисгармоничный» звук, не имеющий никакого отношения к мелодии и музыкальным структурам и отрицающий их. Однако, как ни странно, нойз — это вовсе не шум для его слушателей. Самый известный нойз-музыкант Масами Акита сказал: «Если под шумом вы имеете в виду неприятные звуки, тогда поп-музыка — это для меня шум».
Луиджи Руссоло (1885—1947) — итальянский живописец и композитор, представитель футуризма считается одним из самых первых теоретиков электронной музыки и самым первым нойз-музыкантом в истории. Руссоло изобрел и сконструировал инструменты, которые называл intonarumori («шумашины») — в основном, это были перкуссионные инструменты для сценического исполнения. Он собрал оркестр, и первое же исполнение нойз-концерта Gran Concerto Futuristico в 1917 вызвало огромное недовольство публики (впрочем, Руссоло на это и рассчитывал). К сожалению, все эти уникальные инструменты были утеряны во время Второй мировой войны.
Начиная с 20-х годов начали распространяться электронные инструменты, и композиторы стали писать произведения для них (например, «Ритмикана» (1931), написанная Генри Коуэллом для первой в истории драм-машины — ритмикона, изобретенного Львом Терменом; «Воображаемые ландшафты» (1939—1952) Джона Кейджа, написанные для радиоприемников).
Возникшая в начале 80-х японская нойз-сцена с ее абсолютной музыкальной свободой — это такое же уникальное национальное явление, как аниме или суши. В Японии насчитывается несколько сотен нойз-музыкантов и коллективов, среди них: «Merzbow», Masonna, «Contagious Orgasm», «Melt-Banana», «Pain Jerk», «KK Null», «Ruins», «C.C.C.C.», «Boredoms», «Killer Bug», «Government Alpha», «Diesel Guitar», «Incapacitants». Особое влияние японойз имеет в Америке.
Нойз часто подразделяют на всякие поджанры: «харш-нойз» с его мизантропическим, чрезвычайно плотным и «абразивным» звуком («Merzbow», Masonna), «ритм-нойз», «фри-нойз», «пауэр-электроникс» (придуман командой «Whitehouse» в 1981) и т. д. Некоторые поджанры индастриала имеют схожие названия, например, «пауэр-нойз». Термин «пауэр-нойз» был изобретен в 1997 Раулем Ручка («Noisex»). Пауэр-нойз сравнительно мелодичен, с его «военным» ритмом четыре четверти под него даже можно танцевать. Самый известный представитель пауэр-нойза — «Somatic Responses».
По этой ссылке вы еще больше узнаете про культуру нойз: http://vitaextensa.narod.ru/noise.htm
Продолжим.
На март-апрель 2009 года назначен крупнейший съезд архитекторов шумовой музыкальной культуры – событие, которое давно все ждут и которое невозможно пропустить.
г. Ижевск. Россия 24 марта г. Казань. Татарстан 26 марта г.Калининград. Россия 27 и 28 марта пятница и суббота г. Москва. Россия 28 и 29 марта суббота и воскресенье г. Санкт-Петербург. Россия 30 и 31 марта деревня Ярогора. Россия 4-5 апреля г. Орёл. Россия
9 апреля г. Днепропетровск. Украина 11-12 апреля предположительные города - участники г. Краснодар г. Новоросийск Основной фокус этого фестиваля приходится на noise – жанр, привлекательность которого в его почти безграничном творческом потенциале, жанр, находящийся сейчас на пике формы и неизменно привлекающий внимание заинтересованных слушателей.
Фестиваль сочетает в себе академизм, авангард, терапию, просвещение, не забывая при этом о своей настоящей цели – демонстрации всего нового, что происходит в шумовой электронной музыке.
Выступления участников будут сопровождаться инсталляциями видео-арт-проектов.
Подробнее на сайте: http://www.festival.noises.ru
|