Dorian Concept, он же Оливер Йонсон, - молодой австрийский продюсер, который последние пару лет наводит шороху в европейском электронном андеграунде.
Сначала была отменная пластинка на лэйбле Treble O у Domu и горячая поддержка со стороны главного британского специалиста по всяческому электронному авангарду - диск-жокея Benji B в шоу "Deviation" на BBC Extra. И вскоре через сарафанное радио, а потом через интернет разнеслась информация про удивительные живые выступления Оливера, а вскоре последовало почетное приглашение от Джайлса Петерсона, и Dorian Concept оказался одним из хедлайнеров прошлогодней церемонии Worldwide Awards от BBC Radio One. После ряда блестящих релизов на небольших независимых лэйблах в начале этого года Оливер выпустил свой полноценный дебютный мини-альбом «When Planets Explode» на Nod Navigators, подразделении многоуважаемой амстердамской конторы Kindred Spirits. Жесткая, ломаная, местами доходящая до нойза, бьющая по ушам завыванием дешевых синтезаторов музыка, может неожиданно обернуться мягким битом и джазовыми гармониями вполне в духе Колтрейна или электронных аудио-пейзажей Oval. Если попытаться провести параллели и сравнения, то можно смело ставить Dorian Concept в ряд с небезызвестными Flying Lotus, Harmonic 313, Dabrye, Hudson Mohawke, Dimlite, и даже Amon Tobin и Aphex Twin. Глядя на сумасшедшие по энергетике живые выступления австрийского вундеркинда, знатоки говорят о том, что этот молодой парень вернул их веру в будущее электронной музыки как таковой.
Из плеяды молодых парней, вооруженных компьютерами и сэмплерами, Dorian Concept выделяет в первую очередь весьма богатый музыкальный бэкграунд: по образованию Оливер – академический пианист, а в годы становления в качестве музыканта был весьма увлечен джазом, отсюда и название проекта. "Когда я самостоятельно изучал теорию джаза, у меня была одна книга, которая рассказывала о размерах, гармониях и тому подобному", - рассказывает Йонсон, - "там был один размер, в который я просто влюбился - его играли такие люди как Джон Колтрейн или саксофонист Cinematic Orchestra Том Чант - он назывался "Dorian Scale". Я сделал запись себя самого - как я играюсь с этим размером. И мп3 файл на моем компьютере назывался "Dorianconcept.mp3". С этого все и началось". Короткие видео-фрагменты на youtube, в которых он "дурачится" с игрушечными Касио и микро-Коргами, заработали больше двухсот тысяч просмотров, а его недавний акустический джазовый концерт на национальном австрийском радио заставил поразиться меломанов со стажем. Новая авангардная хип-хоп сцена, "beatz generation" 21-го века сразу признало в Оливере своего - что совершенно закономерно. Увлечение джазом, к великому счастью, не превратило Оливера в очередного даунтемпо-продюсера, записывающего музыку для кофеен. Из джаза он унаследовал не два-три банальных хода, а саму суть - свободу в обращении с ритмом и структурой композиции. Барабаны в его композициях регулярно сбиваются, спотыкаются и выделывают замысловатые фигуры, а звуковое полотно поначалу производит впечатление хаотичной нарезки, однако при ближайшем рассмотрении в нем прослеживается исключительно чёткая гармоническая линия. В этом смысле Dorian Concept звучит куда более доступно чем, скажем, его коллега по жанру Hudson Mohawke.
О Dorian Concept часто говорят как о лучшем, что появилось в австрийской музыке со времен Kruder & Dorfmeister, однако от локальных влияний Оливер открещивается: "Мне кажется, то, что я делаю - это очень нетипично для продюсера из Вены. На меня в большей степени повлияла иностранная музыка, поэтому я не вижу себя в качестве части какой-то местной венской музыкальной школы или сцены". В самом деле, сравнения с англо-американской хип-хоп тусовкой будут куда более уместны. На музыкальной карте Dorian Concept будет куда ближе к Flying Lotus или современным работам Марка Притчарда.
Музыкальные критики и ди-джеи до сих пор затрудняются при попытке описать то, что делает DORIAN CONCEPT. А про себя ты думаешь как про некое продолжение музыкальной субкультуры из Вены? Или предпочитаешь думать о себе как о части какой-то другой сцены или мирового музыкального комьюнити? Мне кажется, то, что я делаю — это очень нетипично для продюсера из Вены. На меня в большей степени повлияла иностранная музыка, поэтому я не вижу себя в качестве части какой-то местной венской музыкальной школы или сцены. И я вижу, что в мире есть очень много похожих людей — примерно одного возраста, у нас похожая одежда и похожие стрижки, но каждый из нас делает что-то свое. Или же мы пытаемся делать свое. Говоря "мы", кого еще ты имеешь в виду? Всех электронных музыкантов, продюсеров и ди-джеев, которые выходят на сцену с лэптопом и миди-контроллером или становятся за вертушки. Кто сейчас в твоей горячей пятерке самых интересных музыкантов? Очень сложно назвать нескольких. Я с нетерпением жду нового альбома The Clonious, очень интересно, как его воспримет слушатель. Автор этой работы — мой близкий друг из Вены, творчество которого я очень высоко ставлю. Также я слушаю много Metamatics, мне нравится Martyn, альбом Machine Drum... Много отдельных треков, которые мне очень нравятся — тут разброс имен просто огромный. Расскажи о своих американских связях. Путешествуя, я смог познакомиться со многими удивительными и одаренными людьми в разных частях света, и в Штатах, конечно, тоже. Такие люди как Daedelus, Flying Lotus и Gaslamp Killer. И что тут скажешь? Они — это они, они ведут себя так, как звучит их музыка. И еще не стоит забывать о моем добром друге Teebs, который, наверное, является самым приятным человеком на всем белом свете. Сегодня Dorian Concept - буквально нарасхват. Он - один из участников удивительных акций под брендом Brainfeeder, где играет на одной сцене вместе с Flying Lotus, Gaslamp Killer и прочими лидерами мирового электронного подполья. Глядя на сумасшедшие по энергетике живые выступления Dorian Concept, знатоки говорят о том, что этот молодой парень вернул их веру в будущее электронной музыки как таковой.
А ты ведешь себя так, как звучит твоя музыка? Иногда она звучит очень странно... (Смеется) Да, это все я. Иногда вполне нормальный и милый, но вдруг я опрокидываю стол и начинаю есть суп прямо с пола. Ну, наверное, не до такой степени, но все же. Я думаю, это смесь такая — я многое компенсирую за счет музыки. Злость, которую не могу себе позволить, любовь, которую не могу разделить. Весь тот шум, который не может издать мое лицо... "Неофициальные" ремиксы Оливера на Джэми Лиделла, Roots Manuva, Phat Kat и Guilty Simpson - это тоже нечто совершенно особенное. Оливер также стал одним из самых ярких участников Red Bull Music Academy последних лет и выступил на барселонском фестивале Sonar. |