Отличным источником водорода, который можно использоваться для экологически чистых и, при этом, мощных двигателей, оказалась скромная морская бактерия.
Микроб Cyanothece 51142 способен вырабатывать водород в присутствии воздуха, утверждают ученые из Вашингтонского университета штата Миссури. Они обнаружили, что бактерия «живет двойной жизнью» — в светлое время суток она поглощает CO2 из окружающего воздуха, вырабатывая кислород с помощью реакции фотосинтеза, которая характерна для наземных растений, водорослей и некоторых одноклеточных организмов.
Когда наступает ночь, метаболизм Cyanothece 51142 переключается на реакции другого типа - с помощью фермента нитрогеназы микроб захватывает из воздуха азот и перерабатывает его в необходимый для собственной жизнедеятельности аммиак. При этом в качестве побочного продукта выделяется атомарный водород.
«Тот факт, что эта бактерия может производить водород в присутствии кислорода (до этого мы знали только одну бактерию, способную производить водород, но делать она это умела только в бескислородных условиях) делает ее потенциальным поставщиком этого ценного химического вещества, за которым а настоящее время уже планируют летать на Луну», рассказал автор исследования микробиолог Химадри Пакраси.
Данный микроб был впервые обнаружен в 1993 г. на побережье Тихого океана в Техасе. Данные о «двойной жизни» бактерии были получены только недавно. Дело в том, что сосуществование именно двух принципиально разных химических реакций (фотосинтез и гидрирование азота) в одном микроорганизме встречается в природе крайне редко, пишет CNews.
Разработка водородных двигателей является одним из самых перспективных направлений развития "зеленых" технологий. Помимо высокого уровня экологичности, такие силовые агрегаты не требуют использования углеводородов, запасы которых на Земле стремительно снижаются. Недавно нью-йоркская компания Signа Chemistry представила инновационный мопед, который работает на сверхкомпактном водородном двигателе. Компания утверждает, что на одном заряде водородным топливом он может преодолеть целых 100 километров.
А еще два года назад в небо поднялся первый одномоторный Боинг на водороде. Пробы прошли успешно: машина поднялась в воздух, и сделала три тестовых полета к югу от Мадрида. Разработчики рассказали, что работу двигателя обеспечивают специально сконструированные топливные элементы на базе водорода, которые в процессе работы генерируют электричество, подаваемое в двигатель. На выходе остается только продукт воздействия водорода и кислорода - вода. Машина может поднять в воздух двух человек и находиться в полете примерно 45 минут. Инженеры компании говорят, что водородный самолет является модификацией обычного легкого двухместного моторного лайнера.