История движется по кругу и, если когда-то в конце восьмидесятых, две вертушки и один микшерный пульт начал теснить электрические гитары и ударные установки, то сейчас живые инструменты снова доминируют на сцене.
Только вместо струн теперь пады контроллеров (кнопочки, которые помогают вам запускать аудио-клипы или барабанить в живом режиме), а гитарные примочки поменяли на всевозможные кнопки. Конечно же, такие трансформации характерны в большей степени для электронной музыки и диджейских лайвов, о которых мы сегодня немного и расскажем, а также поможем определиться, какой именно формат лайва – больше подходит для тебя. Если ты хочешь доносить свою музыку до широкой аудитории в живом режиме – дальше читаем внимательно.
Для искушенных меломанов, лайвы уже не являются чем-то новым или экспериментальным – это скорее тренд последних нескольких лет, который немного оживляет электронную музыку и клубные сцены. Если ты только начинаешь, то имей ввиду: намного интересней слушать музыку, которую создают у тебя на глазах (возможно, в таком виде – она создается первый и последний раз), нежели просто слушать воспроизведение уже готовых треков. Диджеи в массовом порядке дописывают к своим выступлением магическое слово «live», но для того, чтобы взяться за свое собственное живое выступление - давай разберемся, что такое лайвы и с чем их едят.
Тяжело назвать лайвом – сэт, где диджей поменял вертушки и пульт на миди-контроллер и в середине четвертой песни, во время «ямы», удачно покрутил кноб, который отвечает за эффекты (хотя есть мастера, которые подают такой перфоманс, как нечто из рамок вон выходящее и экспериментальное). Это всего лишь более продвинутый и современный диджеинг. Совсем другое дело, когда диджей (музыкант, продюсер, шаман – ненужное вычеркнуть) превращает свой сет, из банального сведения конца одного трека с началом другого, в феерию с живыми инструментами или в перфоманс будущего с футуристическими девайсами. Когда даже чужая музыка во время сета начинает звучать так, как не звучала никогда, а заряд живой энергии заставляет двигаться танцпол в одном порыве с нажатием клавиш на инструментах или в такт бита, который создается здесь и сейчас - это и есть самый настоящий лайв!
В основном, современные лайвы электронных музыкантов делят на несколько категорий.
Выступление с живыми музыкантами, когда вместе с диджеем играет сессионный музыкант. В качестве примера, нельзя не вспомнить яркое шоу погибшего американского джедая DJ AM и барабанщика Тревиса Баркера, в котором диджеинг смешался со звуком живых барабанов.
Очень часто, во время лайвов, электронные музыканты заменяют семплированные мелодии на звуковые партии живых инструментов. Посмотрите на лайвы The Prodigy – они сделали шаг: от семплеров к живым инструментам.
Если вернуться обратно в девяностые и проанализировать стадионные рейвы, то наиболее интересной моделью живого выступления тогда, конечно же, были лайвы с использованием всевозможных студийных аппаратов: семплеров, драм-машинок и секвенсоров. Показательным примером для всех молодых музыкантов может служить лайв от ветеранов электронной музыки – The Chemical Brothers.
Сейчас такой аппаратурой уже никого не удивишь, хотя единственное, что может удивить - это сама манера выступления. Нью-йоркский продюсер Araab Muzik играет свой лайв настолько быстро, что зрители не успевают понять откуда же берется тот или иной звук. Подобный подход – очень креативный и выгодный, ведь ты всегда можешь выделиться среди других музыкантов.
Одной из самых популярных современных форм лайва является живое выступление, во время которого артист играет собственную музыку с помощью миди-контроллеров и программных секвенсоров. Здесь нужно купить контроллер, подключить к своему компьютеру, немного опыта – и вперед покорять танцполы!
Обрати внимание на то, как это делает калифорнийский артист Nosai Thing, у него есть чему поучиться. Большинство артистов, которые играют свою музыку, используют популярную программу Ableton Live, которая отлично подходит под такую форму лайвов.
Музыканты из Daft Punk – живые классики электронной музыки, то же можно сказать и про их живые выступления. Отличным примером использования миди-контроллеров может считается и выступления французов Daft Punk на церемонии вручения премии «Грэмми», где электронщики выступали вместе с рэпером Канье Вэстом. Парни из Daft Punk просто воспроизводили свою музыку, меняя ее звучание в реальном времени. Для этого французы использовали контроллеры JazzMutant Lemur.
Если мировые звезды кажутся очень далекими, то обрати свой взор на украинских музыкантов, ведь у нас достаточно примеров качественных лайвов. Если твое творчество ближе к живым инструментам, то тебя явно заинтересует проект участницы львовского объединения Funkmasters и волшебницы ломаных ритмов – DJ Tonika, она одна из первых экспериментировала с соединением воедино ломаных драм-н-бэйсовых битов и живых инструментов. Все это происходило в рамках серии вечеринок «Tender Session», как сказала сама Тоника: «Наверное, я просто поддержала своими экспериментами уже существующий опыт».
Сейчас львовская кудесница ломаных ритмов работает с джазовой дивой Данной Винницкой, и 23 августа у каждого была возможность увидеть и услышать live-выступление Tonika feat. Vocal Influence by Дана Винницька в клубе The Most Ope-Air.
Но что делать, если твоя душа больше лежит к всевозможным контроллерам, семплерам и прочим современным девайсам?! В Украине и это направление электронных лайвов: существует и прогрессирует. У нас есть музыканты, которые используют в своих сетах самые последние технические новинки. С некоторыми из них – мы решили поговорить более подробно.
Денис Woo York на пару с Алексеем Exploit – играют техно-музыку с помощью футуриcтических контроллеров и миди-клавиатур. Все это и отлично звучит и интересно выглядит. О совместных выступлениях с Exploit, о живых выступлениях метров мировой сцены и о космических кораблях – мы поговорили с одними из наиболее ярких техно-музыкантов Украины.
TopDJ.ua: Что значит для вас слово «лайв»: это модный тренд или что-то большее?
Денис Woo York: Если честно, мы плевать хотели на тренды... Нам просто интересно экспериментировать, изучать и использовать новые технологии в своих выступлениях. Для нас интересней иметь под рукой арсенал из различных синтезаторов, драм-машин, семплеров, нежели коробку с дисками. Более того, современные технологии позволяют «содержать» всё это звуковое супероружие в ноутбуках и управлять им с контроллеров, которые больше похожи на пульты управления космическим кораблём (смеется).
TopDJ.ua: Расскажи, как вы объединились с Exploit и, что именно подтолкнуло вас на такой интересный живой проект?
Денис Woo York: С Алексеем Exploit мы дружим уже несколько лет. Тогда еще, будучи в команде Odessa Soundfreaks, мы неоднократно выступали и бухали вместе - дружим семьями, как говориться (смеется). Наши музыкальные предпочтения хоть и имеют схожий вектор, но во многом отличаются, не говоря уже о том, что звучания треков абсолютно разные. Вот мы и подумали: а не создать ли нам совместный лайв-сэт - и решили, что будет интересно совместить белое и черное (смеется). Кстати, после успешного выступления решили записать два совместных трека и вот несколько дней назад уже закончили сведение. Могу сказать, что мы очень довольны результатом!
TopDJ.ua: Лайвы каких мировых звезд тебе по душе? Следишь за развитием живых выступлений только на техно-сцене или во всей музыкальной индустрии?
Денис Woo York: Octave One, Vitalic, Paul Kalkbrenner, Plastikman, Sandwell District, Terence Fixmer… Если оглянуться далеко назад, то мы можем увидеть выдающегося пионера электронной музыки француза Жан-Мише́ль Жара - он прославился своими живыми выступлениями, которые сопровождались лазерными шоу. Нельзя так же упустить из вида немецкий культовый музыкальный коллектив Kraftwerk.
Мне интересны лайвы во всех проявлениях электронной музыки: от британского музыкального дуэта The Chemical Brothers и до выступления Paul Van Dyk с командой симфонического оркестра. А чего стоит лайв-перфоманс от Carl Craig, Moritz von Oswald, Francesco Tristno, и David Brutti@RFH!
Всегда вызывают уважение лайвы с использованием винтажных «железок» а не их программных эмуляторов. Мы, к сожалению, пока, не можем себе позволить такой роскоши.
TopDJ.ua: Планируете новые фишки и проекты или развитие своих лайв-выступлений?
Денис Woo York: По поводу новых фишек, мы стараемся постоянно совершенствоваться. Но далеко не все эти усовершенствования можно заметить с танцпола. Например, если раньше синхронизацию 2-х отдельных аудио станций можно было осуществить только по 5-ти палому миди кабелю, то сегодня это же можно сделать и по сетевому Ethernet кабелю и даже по Wi-Fi. Конечно же, перед тем как использовать какую-то новую технологию мы ёё тщательно тестируем, проверяем стабильность системы и т.д. По поводу тех изменений которые будут видны и слышны на танцполе - мы хотим поэкспериментировать с голосом, как это конкретно будет работать сейчас не скажем, секрет (смеется). А еще очень хочется поработать в тандеме с профессиональным перкуссионистом, но это пока только желание, не больше.
Для следующих выпусков «Музыка и Тренды» мы подберем еще больше всего интересного. Stay Tuned!
Информация с портала Topdj.ua