Главная > Главная > «Музыка Правящего Духа» или все об зарождении электронной музыки

«Музыка Правящего Духа» или все об зарождении электронной музыки


18 мая 2009. Разместил: Nataly
Электронная музыка внесла большую лепту в историю ХХ столетия, продолжая доминировать и развиваться в наше время.

«Музыка Правящего Духа» или все об зарождении электронной музыки
Год 1916 - компания анархистов - Хьюго Болл, Тристан Тзара, Марсель Джанко и Ричард Хьюайхенбег основывает объединение творческой богемы - Dada, встретившись в кабаре в Цюрихе. Это движение не пропагандирует никакой особенной идеологии, его идеи заключаются в «религии духа», свободе самовыражения, открытой неприязни к Мировой войне, консерватизму среднего класса и моральной деградации человечества.
Свои идеи Dada предпочитает выражать в звуках, нежели в словах, считая это более либеральным и честным способом - таким образом нивелировалась разница между языками, стирались этнические и социальные барьеры.
Dada создает собственный стиль музыки - совершенно новый и неслыханный, основанный на шумах и производственных звуках (первый отзвук «индастриала»).
Главным источником вдохновения Dada был Луиджи Руссоло, итальянский художник-футурист и композитор, разработавший несколько машин, производящих шумы и звуки. Одной из них была машина Noise Intoners (1912), которую в своих композициях использовали многие известные композиторы - например, Стравинский.
Это устройство воспроизводило различные эмбиэнтные звуки на разных тонах.
Вместе с Dada подобными вещами занимался и «крестный отец русского абстракционизма» - Василий Кандинский.

alt
 
Год 1920 - русский гений электроники Лев Сергеевич Теремин разработал первый в мире синтезатор. Это устройство работало от электромагнитных волн - то есть для извлечения звуков не требовался даже контакт с инструментом.
В зависимости от движения специального датчика в пространстве синтезатор «Теремин» воспроизводил различные звуки с разной громкостью. Эта штуковина производится и сейчас компанией Роберта Муга (изобретателя знаменитого синтезатора Moog) - Big Briar Inc.

«Музыка Правящего Духа» или все об зарождении электронной музыки
 
Год 1960 - совершенно новые концепции, вроде композиции, основанной на математических методах, принадлежащие Эрику Сати и Арнольду Шонбергу, машинные звуки Луиджи Руссоло и Маурицио Кагели, генераторы звуковых частот Джона Кейджа находят признание и становятся все более известными.
После первого электронного пианино (1958) и первого в мире аналогового синтезатора Moog (1965), новые электронные звуки укрепляют свое положение в современной музыке. Поздние 60-е открывают миру таких пионеров, как Вальтер Карлос, группы Pink Floyd, Emerson Lake & Palmer, Residents.
В Нью-Йорке целое общество авангардистов задалось идеями Стива Рейха и Филиппа Гласса, соревнуясь в преподнесении «эстетики мелодичного и ритмического повтора» - по-нашему, лупов (loops).

Год 1970 - пионером танцевальной музыки, основанной на синтезированном звуке, электронного диско, становится Giorgio Moroder.
В это же время в гей-клубах царит творчество группы High Energy (Hi NRG), а Нью-Йоркские лейблы, таки как Sal Soul, создают новые, проэлектроненные и осовремененные, версии библейско-христианской музыки.
В 1971 году Ральф Хаттер, Флориан Шнайдер и несколько других музыкантов основывают первую в мире чисто электронную группу - Kraftwerk.
Kraftwerk использует звучание драм-машин, синтезаторов и доводит концепцию электронной музыки до своего апогея. Их первые релизы —-альбомы «Autobahn» (1974) и «The Man Machine» (1978) превращаются в первую настоящую электронную классику. Более того, начиная с 70-х, берлинские так называемые «косморокеры» Tangerine Dream (Эдгар Фроз, Клаус Шульц и другие) быстро становятся видными музыкантами.

Были также другие экспериментаторы, вроде известной тогда группы Can. Подобные успехи проложили дорогу новичкам и молодым музыкальным талантам: Жан-Мишель Жарр в 1976 году произвел свой электронно-музыкальный прорыв с помощью музыкального эпоса «Oxygene».

Вместе с этим, собравшаяся в Сан-Франциско группа Suicide (участники: Алан Вега и Мартин Рэв) выпустила альбом, предрекший последующее развитие электронной музыки - многое из того, что стало появляться в 80-х, было навеяно творчеством этой команды.
Продолжили развитие стиля Throbbing Gristle, Human Legaue, Ultravox, Cabaret Voltaire, Devo, Yellow Magic Orchestra из Японии, Simple Minds, Joy Division, Pere Ubu, Orchestral Manoueuvres In The Dark и Gary Numan.

В соответствии с первоначальной концепцией, главная цель и принцип Elektronische Musik заключались в создании звуков исключительно средствами электричества, в техническом их преобразовании, в нахождении новой формы выражения и, наконец, в механической ее реализации, при которой исключается исполнитель.

Создатели Elektronische Musik «не хотели иметь ничего общего с электронной музыкой, ограничивающейся только теми музыкальным инструментами, на которых играют привычным способом, и которые средствами электроники имитируют традиционный звуковой мир. Перед истинно электронной музыкой стоят совсем другие задачи, нежели подмена звучания оркестровых инструментов и имитация традиционных звуков».

Для систематической работы в этом направлении в 1951-52 гг. была создана исследовательская лаборатория - Кёльнская студия электронной музыки ( Kolner Funkhaus Studio fur elektronische Musik ) при радиостанции WDR (Германия).

«Музыка Правящего Духа» или все об зарождении электронной музыки
 
Начав свою работу в WDR в 1953 году, Karlhеinz Stockhausen в 1962 году становится директором Кёльнской Студии и, далее, деятельность студии многие годы связана с его именем.
Один из крупнейших новаторов современного искусства, Karlhеinz Stockhausen открыл новые выразительные возможности в областях электронной, сериальной и алеаторической музыки.
Среди главных идей композитора - необходимость воспринимать музыку ‘точечно’.
 
Например, заголовок одного из сочинений - ‘Моменты’ - предполагает, что слушатель наслаждается звучанием каждого отдельно взятого момента, не пытаясь осознать драматургическую взаимосвязь всех моментов.
Во многих произведениях Karlhеinz Stockhausen применен принцип алеаторики: исполнитель может располагать фрагменты музыкального материала в произвольных последовательностях, поскольку интерес каждого момента заключен в нем самом и не зависит от положения данного момента внутри целого.

Наиболее важной особенностью собственно музыкально-электронного звучания Stockhausen считает внутреннее, сущностное, глубинное отличие самого материала электронной музыки – электронных, синтетических звуков – от звуков как традиционно-инструментальных, так и вокальных.

Также подчеркивает в связи с этим необходимость создания электронной музыкой своих собственных музыкальных форм. Таким образом подражание звучанию тех или иных известных инструментов (либо человеческого голоса) с помощью средств электроакустики, а также воспроизведение устоявшихся инструментальных либо вокальных музыкальных форм полностью исключается.
Собственно же электронная музыка, по мысли Karlhеinz Stockhausen, это музыка глобальной «третьей эпохи».
Stockhausen следующим образом определил наиболее важные этапы развития музыки от её истоков.

Первый по времени – «музыка вокальная», непосредственно исходящая от человека, поклоняющегося Божеству. Поэтому это в широком смысле «религиозная музыка».

Следующий этап связан с появлением музыкальных инструментов. Наивысшего развития инструментальная музыка достигает в течение последних 300-400 лет. Центральное место в ней занимает собственно человек. Поэтому это «человеческая музыка».

И, наконец, третья эпоха – «эра космической музыки», эпоха принципиального преодоления сугубо земного уровня, уровня собственно человеческого (или по мысли Ф. Ницше «человеческого, слишком человеческого») и прорыв в сверхземные, космические, небесные регионы бытия, эпоха активизации духовного уровня. Это наступление Astronische Epoche/ «Звёздной Эпохи». Ей в наибольшей степени и соответствует «музыка электронная», которая по своей сути является «Музыкой Правящего Духа».

Сочинения Мастера:

  • Песнь юношей (Gesang der Jьnglinge, 1956) — «конкретная музыка», то есть музыка, состоящая из натуральных звуков, в данном случае из обработки звуков детских голосов
  • Мера времени (Zeitmasze, 1956) — сложная композиция для пяти деревянных духовых
  • Группы (Gruppen, 1959) для трех оркестров
  • Каре (Carrй, 1960) для четырех оркестров и певцов
  • Контакты (Kontakte, 1960) — электронная музыка
  • Микстура (Mixtur, 1965) для пяти оркестров, стереофонических модуляторов (электронных приборов, изменяющих звук) и громкоговорителей, через которые воспроизводится предварительно сделанная магнитная запись.
  • Спираль (для солиста и коротковолнового приёмника, 1969)
  • Сириус (для сопрано и ансамбля, 1977)
  • цикл опер «Свет» (Licht)

Также:
  • Elektronische Musik 1952-1960
  • Stimmung (Paul Hiller) (2007)
  • Klavierstucke
  • Tierkreis/Zodiac

В настоящее время, термин «электронная музыка» указывает на технологию и, вообще говоря, не устанавливает никаких эстетических, стилистических или жанровых рамок и ограничений.
Электронная музыка включает в себя всю музыку, создаваемую чисто электронными средствами, будь то компьютер, синтезатор или любое другое специальное электронное оборудование.

Вернуться назад