Главная > Главная > Что мы знаем о диджеях?
Что мы знаем о диджеях?23 октября 2009. Разместил: Nataly |
Диджей - (DJ - disk jockey) в общем дисковый наездник!
Диджей — человек, играющий для аудитории записанные на звуковых носителях музыкальные произведения. Также диджей является одной из номинаций Дельфийских Игр. 1906 г. считается годом рождения диджея. В рождественский вечер Реджинальд Фессенден впервые транслировал не кодированные радиосигналы, это была музыка и слова. Первый раз слово диск-жокей (англ. disc jockey) прозвучало в 1934 г. от американского комментатора Уолтера Винчелла (Walter Winchell). Он применил этот термин по отношению к радиоведущему Мартину Блоку (Martin Block), первому диджею который становится впоследствии звездой.
Позже это словосочетание сократят до привычной нам аббревиатуры DJ, от которой появится новое производное словосочетание диджеинг, то есть работа диджея.
В 40-х годах радио оказывает влияние на клубы, виниловые диски постепенно вытесняют из клубов и танц-площадок живых музыкантов. К тому времени в барах США уже давно используются музыкальные автоматы проигрывающие пластинки, но техника не способна понять желание танцующей публики слышать только нужные им песни, поэтому для того чтобы вести вечер в ночном клубе требовался человек, который будет проигрывать диски. Так закрепилась вакансия диск-жокея в ночных клубах.
Особенности профессии В качестве звуковых носителей используются грампластинки, компакт-диски или ноутбук с использованием различных midi-устройств. Сведение композиций диджей осуществляет с помощью микшера, при этом он может менять скорость воспроизведения на проигрывателях для «гладкого» сведения, использовать скрэтчи и другие звуковые эффекты, превращая тем самым свой набор (сэт) из композиций других музыкантов в самостоятельное музыкальное произведение иначе называемое компиляцией. Существует также стиль игры, когда диджей импровизирует, играя несколько композиций одновременно, создавая ремиксы (мэшапы) на композиции в реальном времени. Количество диджеев в мире насчитывает сотни тысяч, однако настоящих звезд немного. Ежегодно составляется список 100 лучших диджеев мира. Россия не исключение - ежегодный топ-100 диджеев есть и у нас.
Высшая, последняя и единственная цель диджея — побуждать народ к танцам. Хороший диджей — это вовсе не тот, у которого хорошие грампластинки, и не тот, кто их умеет состыковывать в длинную кишку, а тот, кто способен управлять настроением танцующих, заводить публику, доводить её до состояния экстаза. Танцы под диджейскую музыку в идеале должны быть именно экстатическими.
Поначалу диджеи заводили просто танцевальную музыку, которая звучала по радио и которую покупали в обычных магазинах вполне обычные люди. Но в середине 80-х - с появлением так называемых «хауса» и «техно» - диджеи стали заводить грампластинки, которые записывали и выпускали маленькими тиражами специально для них. Это были своего рода полуфабрикаты - песни, от которых остался лишь один ритмический фундамент.
Эти аудио-полуфабрикаты получили название «треков», в обычном словоупотреблении трек - это дорожка многодорожечной записи, ритм-трек - это дорожка, на которой записаны барабаны. У трека нет ни начала, ни конца, ни драматического развития в середине. По ходу трека лишь несколько раз нагнетается напряжение, потом - пауза, разрядка, и напряжение снова ползёт вверх.
Конечно, в музыке остаются и аккорды клавишных, и медленные наплывы синтезаторных облаков, и мелодии, но главное в диджейской музыке - это басы и барабаны. Кстати, именно здесь кроются истоки знаменитой оппозиции техно и рока. Рок - это барабаны, бас и гитара, техно - барабаны и бас, а гитары нет. Впрочем, с точки зрения традиционного поп-музицирования в диджейской музыке не было чего-то куда более важного - а именно, жизни. Ритмичный вал, который гонит диджей, не может скрыть своего машинного происхождения, ведь треки для хаус-диджеев записывали при помощи ритм-машины.
Словарь ДиДжея
Квадрат - большие, повторяющиеся с небольшими изменениями, равные по длине участки мелодии, композиции. Pitch control - Возможность изменения темпа песни. Это очень важно при сведении. Pitch - постоянное изменение скорости и, следовательно, тона играющей композиции. Обычно от -16% до +16% (Dennon 2500), 8% (Dennon 2000) и 10% (Pioneer CDJ-500). На первом и последнем есть отключаемая компенсация изменения тональности при изменении скорости (pitch'а). Но работает данная функция обычно не совсем корректно, особенно при изменении pitch более чем на 4%. Появляется троение звука, характерный треск, особенно это чувствуется на битах. Pitch bend - Временное изменение скорости для сведения битов. Действует только при нажатии на кнопку (Dennon) или вращении шаттла (Pioneer). Temp - Темп песни, обычно измеряется в BPM. (битов в минуту). Mixer - Микшерный пульт - это устройства, предназначенные для наложения (смешивания) звуков, поступающих с двух и более воспроизводящих устройств. Turntable - Диджейский проигрыватель, вертушка. Beats Per Minute (BPM) - Число битов в минуту для песни. Каждая композиция (за очень редкими исключениями) играет на одной скорости. Ее обычно измеряют в BPM. Если вы положите перед собой секундомер и на протяжении минуты будете отсчитывать количество ударов барабанов, то получите около 125-135 для хауза, 135-150 для техно, 140-150 - для транса, 150-170 для драм'н'бэйса и т.д. BPM удобно считать, предварительно убрав эквалайзером все высокие и низкие частоты, можно использовать различные BPM-счетчики. Cross fader - Движок баланса между двумя входными каналами. Например, если он в крайнем левом положении - то слышно только левый канал, соответственно какой-то трек +1. Перемещая движок вправо левый канал (трек +1) становится тише, а правый канал (трек +2) громче. В крайнем правом положении слышен только правый канал (трек +2). При любом положении движка кроссфейдера громкость одинакова. Beatmixing (или beat matching, beat synching, hot mixing, mixing) - Искусство сведения битов. Суть состоит в том, что до окончания одного трека уже начинается следующий, причем второй трек накладывается на первый точно по битам и с тем же BPM, что и первый трек, с совпадением уровня звучания и тактов (квадратов) обоих треков. Например - первый трек с BPM=130 заканчивается, а следующий трек с BPM=132 - соответственно темп трека уменьшаем до 130 используя pitch control. Затем, когда первый трек закончится pitch control-ем можно вернуть первоначальное значение BPM для второго трека (132). При удачном сведении непрофессионал даже не заметит перехода.
Downbeat - Первый удар в квадрате. Сет - непрерывная игра одного диджея, содержащая множество сведений, соответствующая стилю вечеринки. Мониторинг - возможность отслушивать композицию только в наушниках, без вывода на танцпол. Для предварительного отстраивания композиции, запуска ее в нужный момент на основной канал и сведения. Looping - "закручивание колец". Выставляются стартовая и конечная точка лупа и композиция зацикливается между этими двумя точками. Характерно только для цифровых проигрывателей - на виниле это невозможно. Rave - большая вечеринка. Последний раз на подобном мероприятии в Берлине тусовалось около 500 тысяч человек. Это именно мероприятие, акция, а совсем не движение, как думают многие. Еще рейвом иногда называют музыку, приближенную к happy hard core, несколько детскую и коммерческую. Примером этой музыки может служить творчество ранних Dune. Вернуться назад |