Главная > Главная > Что мы знаем о диджеях?

Что мы знаем о диджеях?


23 октября 2009. Разместил: Nataly
Диджей - (DJ - disk jockey) в общем дисковый наездник!

Диджей — человек, играющий для аудитории записанные на звуковых носителях музыкальные произведения.
Также диджей является одной из номинаций Дельфийских Игр.

1906 г. считается годом рождения диджея. В рождественский вечер Реджинальд Фессенден впервые транслировал не кодированные радиосигналы, это была музыка и слова.
 
Первый раз слово диск-жокей (англ. disc jockey) прозвучало в 1934 г. от американского комментатора Уолтера Винчелла (Walter Winchell). Он применил этот термин по отношению к радиоведущему Мартину Блоку (Martin Block), первому диджею который становится впоследствии звездой.
 
Что мы знаем о диджеях?
 
Позже это словосочетание сократят до привычной нам аббревиатуры DJ, от которой появится новое производное словосочетание диджеинг, то есть работа диджея.

В 40-х годах радио оказывает влияние на клубы, виниловые диски постепенно вытесняют из клубов и танц-площадок живых музыкантов.
 
К тому времени в барах США уже давно используются музыкальные автоматы проигрывающие пластинки, но техника не способна понять желание танцующей публики слышать только нужные им песни, поэтому для того чтобы вести вечер в ночном клубе требовался человек, который будет проигрывать диски. Так закрепилась вакансия диск-жокея в ночных клубах.

Особенности профессии

В качестве звуковых носителей используются грампластинки, компакт-диски или ноутбук с использованием различных midi-устройств.

Сведение композиций диджей осуществляет с помощью микшера, при этом он может менять скорость воспроизведения на проигрывателях для «гладкого» сведения, использовать скрэтчи и другие звуковые эффекты, превращая тем самым свой набор (сэт) из композиций других музыкантов в самостоятельное музыкальное произведение иначе называемое компиляцией.
 
Существует также стиль игры, когда диджей импровизирует, играя несколько композиций одновременно, создавая ремиксы (мэшапы) на композиции в реальном времени. Количество диджеев в мире насчитывает сотни тысяч, однако настоящих звезд немного. Ежегодно составляется список 100 лучших диджеев мира. Россия не исключение - ежегодный топ-100 диджеев есть и у нас.

Высшая, последняя и единственная цель диджея — побуждать народ к танцам. Хороший диджей — это вовсе не тот, у которого хорошие грампластинки, и не тот, кто их умеет состыковывать в длинную кишку, а тот, кто способен управлять настроением танцующих, заводить публику, доводить её до состояния экстаза.
 
alt
 
Танцы под диджейскую музыку в идеале должны быть именно экстатическими.
Поначалу диджеи заводили просто танцевальную музыку, которая звучала по радио и которую покупали в обычных магазинах вполне обычные люди.
 
Но в середине 80-х - с появлением так называемых «хауса» и «техно» - диджеи стали заводить грампластинки, которые записывали и выпускали маленькими тиражами специально для них. Это были своего рода полуфабрикаты - песни, от которых остался лишь один ритмический фундамент.
 
Эти аудио-полуфабрикаты получили название «треков», в обычном словоупотреблении трек - это дорожка многодорожечной записи, ритм-трек - это дорожка, на которой записаны барабаны. У трека нет ни начала, ни конца, ни драматического развития в середине. По ходу трека лишь несколько раз нагнетается напряжение, потом - пауза, разрядка, и напряжение снова ползёт вверх.

Конечно, в музыке остаются и аккорды клавишных, и медленные наплывы синтезаторных облаков, и мелодии, но главное в диджейской музыке - это басы и барабаны. Кстати, именно здесь кроются истоки знаменитой оппозиции техно и рока. Рок - это барабаны, бас и гитара, техно - барабаны и бас, а гитары нет.
 
Впрочем, с точки зрения традиционного поп-музицирования в диджейской музыке не было чего-то куда более важного - а именно, жизни. Ритмичный вал, который гонит диджей, не может скрыть своего машинного происхождения, ведь треки для хаус-диджеев записывали при помощи ритм-машины.
 
Что мы знаем о диджеях?
 
Словарь ДиДжея

Квадрат - большие, повторяющиеся с небольшими изменениями, равные по длине участки мелодии, композиции.

Pitch control - Возможность изменения темпа песни. Это очень важно при сведении. Pitch - постоянное изменение скорости и, следовательно, тона играющей композиции. Обычно от -16% до +16% (Dennon 2500), 8% (Dennon 2000) и 10% (Pioneer CDJ-500). На первом и последнем есть отключаемая компенсация изменения тональности при изменении скорости (pitch'а). Но работает данная функция обычно не совсем корректно, особенно при изменении pitch более чем на 4%. Появляется троение звука, характерный треск, особенно это чувствуется на битах.

Pitch bend - Временное изменение скорости для сведения битов. Действует только при нажатии на кнопку (Dennon) или вращении шаттла (Pioneer).

Temp - Темп песни, обычно измеряется в BPM. (битов в минуту).

Mixer - Микшерный пульт - это устройства, предназначенные для наложения (смешивания) звуков, поступающих с двух и более воспроизводящих устройств.

Turntable - Диджейский проигрыватель, вертушка.

Beats Per Minute (BPM) - Число битов в минуту для песни. Каждая композиция (за очень редкими исключениями) играет на одной скорости. Ее обычно измеряют в BPM. Если вы положите перед собой секундомер и на протяжении минуты будете отсчитывать количество ударов барабанов, то получите около 125-135 для хауза, 135-150 для техно, 140-150 - для транса, 150-170 для драм'н'бэйса и т.д. BPM удобно считать, предварительно убрав эквалайзером все высокие и низкие частоты, можно использовать различные BPM-счетчики.

Cross fader - Движок баланса между двумя входными каналами. Например, если он в крайнем левом положении - то слышно только левый канал, соответственно какой-то трек +1. Перемещая движок вправо левый канал (трек +1) становится тише, а правый канал (трек +2) громче. В крайнем правом положении слышен только правый канал (трек +2). При любом положении движка кроссфейдера громкость одинакова.

Beatmixing (или beat matching, beat synching, hot mixing, mixing) - Искусство сведения битов. Суть состоит в том, что до окончания одного трека уже начинается следующий, причем второй трек накладывается на первый точно по битам и с тем же BPM, что и первый трек, с совпадением уровня звучания и тактов (квадратов) обоих треков.
 
Например - первый трек с BPM=130 заканчивается, а следующий трек с BPM=132 - соответственно темп трека уменьшаем до 130 используя pitch control. Затем, когда первый трек закончится pitch control-ем можно вернуть первоначальное значение BPM для второго трека (132). При удачном сведении непрофессионал даже не заметит перехода.

Downbeat - Первый удар в квадрате.

Сет - непрерывная игра одного диджея, содержащая множество сведений, соответствующая стилю вечеринки.

Мониторинг - возможность отслушивать композицию только в наушниках, без вывода на танцпол. Для предварительного отстраивания композиции, запуска ее в нужный момент на основной канал и сведения.

Looping - "закручивание колец". Выставляются стартовая и конечная точка лупа и композиция зацикливается между этими двумя точками. Характерно только для цифровых проигрывателей - на виниле это невозможно.

Rave - большая вечеринка. Последний раз на подобном мероприятии в Берлине тусовалось около 500 тысяч человек. Это именно мероприятие, акция, а совсем не движение, как думают многие. Еще рейвом иногда называют музыку, приближенную к happy hard core, несколько детскую и коммерческую. Примером этой музыки может служить творчество ранних Dune.

Вернуться назад