Главная > Главная > Мы – подделка/ Вы не разобьете наши сердца/Мы машины-подделки/Которые притворяются, что живут на телеэкранах

Мы – подделка/ Вы не разобьете наши сердца/Мы машины-подделки/Которые притворяются, что живут на телеэкранах


21 октября 2009. Разместил: Nataly
Понятие "электроклэш" появилось в начале октября 2001 года, когда в Нью-Йорке состоялся art-fashion-music фестиваль, который проходил в течение пяти дней и собрал коллективы и исполнителей, активно занимавшиеся внедрением в общественные массы нового культурного явления, интерпретирующие музыкальные образы начала 80-х в стильные, яркие, новомодные реалии настоящего.
 
alt
 
Главным идеологом и организатором этого действа выступил Larry Tee - персонаж, безусловно, скандальный и музыкально-активный. Именно он ввел термин "электроклэш", объединивший музыку, которую, начиная с конца 90-х годов, как только не называли: экспериментальное электро, электро-панк, нео-синти-поп, ретроэлектро, диско-панк и др.

Электроклэш — стиль электронной музыки, вобравший в себя элементы новой волны, панка и танцевальной электроники. Считается, что электроклэш это пародия на ранний синти-поп и прочую электронную музыку 80-х годов, что, в принципе, недалеко от истины.

Электроклэшевые музыканты используют: традиции звука 80-х годов (синтезаторы, зачастую ранние аналоговые, драм машины), ретро звучание, музыкальный минимализм, совмещая это с визуальными образами 70-80-х, винтажной эстетикой диско и панка. Прототипы электроклэш эстетики можно увидеть в культовом фильме «Жидкое небо». Одними из основателей электроклэша считаются Suicide.

Электроклэш набрал популярность в конце 90-ых в Нью-Йорке и Детройте. Официальным местом рождения считается клуб Лакс в Вилльямсбурге, где устраивал вечеринки все тот же Ларри Ти, человек, придумавший слово «электроклэш» и владеющий правами на него.

Истоки названия находятся в стыках влияний, испытываемых рядом европейских и американских групп, работающих в этом ключе. Тексты песен в основном заимствуют темы панка, зачастую агрессивные и больше внимания уделяют эмоциям, нежели технике исполнения.

«Электро» подразумевает электронную музыку, «clash» переводится как звук резкого удара, столкновения чего-то с чем-то – скажем, двух автомобилей, впрочем, и само столкновение называется тоже словом clash. Добавка «–клэш» нужна была для того, чтобы придать новому движению привкус некоторой бунтарскости и радикальности.

Речь идёт именно о движении, которое так и называют New York Electroclash Movement.
 
Мы – подделка/ Вы не разобьете наши сердца/Мы машины-подделки/Которые притворяются, что живут на телеэкранах
 
Почему же в Нью-Йорке эта музыка вдруг произвела эффект разорвавшейся бомбы и появились, наконец, люди, себя с ней идентифицирующие? Более того – появилось огромное количество собственных коллективов, её исполняющих?
На этот счёт есть много разных мнений.

Наиболее реалистичным мне представляется объяснение, что что-то витает в воздухе, схожие идеи приходят одновременно в разные головы. Именно так полагают участники берлинского проекта Tok Tok vs. Soffy O.

О том, что они – тоже электроклэш, они узнали во время своего концерта в Лондоне. Они сами полагали, что они – техно-дуэт, который обзавёлся певицей.

В этой музыке прекрасно слышны все стилистические особенности электроклэша, вообще, кажется, что нетипичным электроклэш не бывает.

Мелодия из двух нот сыграна одним пальцем, а нас самом деле секвенсором. Бас тоже синтетический. Ритм несложен, он немного дёргается, в этом можно усмотреть при желании лёгкий нью-вэйв. Никакого джаза, никакого соула, никаких затянутых гласных, никакой чёрной музыки. Чистая синтетика. Акцент на голосе, певица не столько поёт, сколько говорит, отстранённо и холодно, немножко выпендриваясь и как бы иронизируя над слушателем. Это, определённо, поп.

Вот ещё один электроклэш-проект: My Robot Friend. Это уже американцы.
По-видимому, это нео-новая романтика. Голос одинок, холоден и меланхоличен. Музыкальный фон довольно техноиден, но сложным или многослойным он ни в коем случае не является. «Мы - Pet Shop Boys» уверяет вокалист, впрочем, кто именно является властителем его дум, видно по его интонации.

В огромном количестве треков слышно, что панк, диско и Kraftwerk были буквально вчера. Злоупотребление вокодером приняло массовый характер. Ритм, как правило, ограничивается просто стуком, всё шевеление происходит от синтетического баса.

Вообще, доминируют синтезаторы – аналоговые шершаво взвывают, цифровые клацают.
Электроклэш – это выход на поверхность накопившегося раздражения от электронной музыки, которая уже давно перестала не то что давать под зад, но хотя бы мало-мальски заводить. Людям до смерти надоели затасканные форматы танцевальной музыки, то есть хаус, техно, транс, драм-н-бэйсс.

Крёстный отец электроклэша Ларри Ти: «Меня тошнит от этих бездушных и тупоголовых британских диджеев, заводящих электронику и прогрессив хаус. Мне нужно что-то, что будет меня взвинчивать следующие десять лет. Что-то, что будет меня восхищать и заставлять снова хотеть танцевать. Всё, что мы получали до сих пор, было таким перепродюсированным и абсолютно лишённым запаха и сексапила. Я никогда не хотел заняться сексом ни с одним из диджеев! А что это за музыка, когда ты не хочешь заниматься сексом с тем, кто её делает?»

Саймон Рейнолдс говорит, что электроклэш звучит так, как если бы техно-хауса, рейв-культуры, экстази-бума никогда и не было в природе. Электроклэш – явление, во многом противостоящее хаусу и экстази.

Экстази - наркотик тепла, любви и счастья. Танцоры танцуют часами, впадая в транс, для экстази-культуры характерна идея органического потока, слияния, растворения. В руках диджеев хаус-треки сливаются в одну бесконечную кишку.

Электроклэш, наоборот, холоден, трезв, угловат и совсем не грувоносен. Отдельные песни вовсе не являются частью потока, они стоят сами по себе.

Техно-хаус анонимен, в электроклэше певцы буквально выпирают вперёд, тексты остроумны, вульгарны, провоцирующи и оскорбительны.

В электроклэше крайне важен и ретро-футуристический мотив. 20 лет назад электронная музыка воспринималась как поразительно новая, инопланетная, искусственная, вечная. И сегодня возвращается это ощущение будущего – механического, холодного, искусственно выведенного. Это принципиально машинная музыка. И общее настроение песен ей вполне соответствует: онемение, отчуждение, невроз, изоляция.
 
Мы – подделка/ Вы не разобьете наши сердца/Мы машины-подделки/Которые притворяются, что живут на телеэкранах
 
Особое место в электроклэш-сцене занимает фильм «Liquid sky» – «Жидкое небо». В нём якобы изображена нью-вэйв жизнь в Нью-Йорке в 1982 году, но, на самом деле, музыка, макияж, одежда, стиль поведения, показанные в этом фильме, никогда не существовали в действительности. Это то, как должна была бы быть в идеале устроена клёво-холодная жизнь, это преувеличение и доведение до абсурда тогдашних модных тенденций. Сегодня фильм не воспринимается излишне гипертрофированным, нет, он – в самый раз. Поэтому и сегодняшняя мода куда резче и радикальнее, чем её аналог 20-летней давности. Так, по крайне мере, полагают те, кто нещадно стилизует себя и свою музыку в стиле ретро-80-х.

В электроклэш-мире всё не настоящее, всё преувеличенное, всё – маска, поза, претензия, работа на публику. В одной из модных песен поётся: «Мы – подделка/ Вы не разобьете наши сердца/Мы машины-подделки/Которые притворяются, что живут на телеэкранах».

Саймон Рейнолдс полагает, что в электроклэше вернулось типичное для панк-эпохи презрение к виртуозности: творческая позиция, подход, взгляд на вещи и личная харизма куда важнее, чем тонкости продюсирования или брейкбитовая наука. Сегодня сильно ощущается ностальгия по временам, когда поп был полон странными, причудливыми и не вполне адекватными персонажами.
 
Мы – подделка/ Вы не разобьете наши сердца/Мы машины-подделки/Которые притворяются, что живут на телеэкранах
 
Крайне типична для нью-йоркской электроклэш-сцены и ориентация на европейскую музыку – британскую, немецкую и французскую. Синти-поп и был типично европейским делом. Откуда пошли Kraftwerk – тоже не секрет. Единственное исключение – Suicide, подавляющее большинство сегодняшних идолов – британцы: Бой Джордж, Гэри Ньюман, Human League, Heaven 17, New Order, Euritmics. И то, что сегодня называют электроклэшем, тоже пришло в США из Европы.

Этот жанр вообще является не только музыкальным, но и некоторым стилем жизни, способом самовыражения. Электроклэш насквозь пропитан озабоченностью проблемами сексуального характера, эксгибиционизма, фетишем и извращённого (но в меру) богатства и бедности. Электроклэш возвращает своих слушателей к корням, к весёлой атмосфере клуба, к тогдашней озабоченной культуре 80-х.
 
Мы – подделка/ Вы не разобьете наши сердца/Мы машины-подделки/Которые притворяются, что живут на телеэкранах

По существу, тенденция электроклэша, как и в моде, основывается больше на кратковременном душевном всплеске, мгновенной страсти. Именно это преобладает в электроклэше и является самой главной темой для исполнения. Именно такое настроение и должно передавать это направление — быструю эмоцию, какое-нибудь чувство, родившееся только недавно. Короче, импульсивность и аффект — рулит.

"Год назад сцена гораздо более тяготела к 80-м, и звук был более ретро, чем сейчас", - говорит Larry Tee, резидент клуба Berlinamsburg, основатель лейбла Mogul Electro и организатор скандально известного электроклэш-фестиваля в конце 2001. - "В начале нам приходилось играть гораздо больше оригинального материала из 80-х, потому что не хватало современных релизов. Но сейчас есть много новых записей, есть выбор, и диджям не требуется набивать свои сеты старым материалом. Год назад это был сплошной нью-вейв, сейчас тоже сильно чувствуется дух 80-х, но сейчас всё гораздо изысканнее".

Вернуться назад