Главная > События > Самый важный сайт

Самый важный сайт


1 декабря 2008. Разместил: lola2grp
Самый важный сайтНеважно качаете ли вы музыку или покупаете. Но если вы хотя бы чуть-чуть интересуетесь музыкой, и теми, кто за ней стоит - мимо этого сайта вы вряд ли прошли. Кажется он был всегда, и сложно представить как без него люди когда-то жили.

Честно говоря, сейчас уже довольно затруднительно представить себе, как выглядела реальность до появления интернета: писали письма, использовали карточки для составления каталогов в книгохранилищах, старые газетные статьи переводили на микрофильмы – все это словно из доисторической эпохи. Да я и сам в сети с 1994 года. Также сложно я представляю мир без discogs.com он-лайновой базы данных по дискографиям. Да и посещаю я этот этот сайт по многу раз на дню. Если верить статистике, которую ведет мой браузер – это мой второй, по популярности, сайт (первый – сайт The New York Times, я ведь новостной наркоман). А так как я еще и музыкальный журналист Disсogs является и частью моей работы, это один из инструментов, сильно облегчающий мою жизнь. Тут даже и не в работе дело – этот сайт является жизненно необходимым для всех, кто сильно любит музыку. Мысль, что сайт существует всего восемь лет, поначалу даже несколько шокирует. Учредитель сайта, тридцатитрехлетний Кевин Левандовски (Kevin Lewandowski), запустил сайт в 2000 году, спустя три года, после переезда в Новый Орлеан, из Портленда, штат Орегон, тихого маленького городка на западном побережье. Изначальной целью, по его словам, было «создать базу данных по электронной музыке с перекрестными ссылками», позволявшую пользователям более подробно узнавать о бэк-каталогах артистов и лейблов. Кевин – бывший в то время большим поклонником Swayzak и Svek – работал программистом в Intel и все свободное время тратил на программирование базы данных. Спустя шесть месяцев работы его проект дебютировал в сети.

Легко забыть насколько новой была эта идея. До того времени дискографии распространялись в печатном виде, и были нацелены на рынок коллекционеров. А танцевальная музыка была не только слишком молодой, но и развивалась слишком стремительно – поэтому было бы слишком сложно представить себе такие напечатанные дискографии. Он-лайновые дискографии, конечно же, существовали, но они, как правило, были разрозненными, и велись по некоторым лейблам, артистам или жанрам. Кроме того, эти дискографии делали ставку на текстовую информацию, и не использовали перекрестные ссылки. Завидная масса информации с перекрестными ссылками была лишь на одном из самых крупных ресурсов о музыке allmusic.com, но иерархическая редакторская структура сильно ограничивала охват музыки. Банально не хватало авторов, чтобы показать все пластинки мира, а данные на страницах этого сайта зачастую были неполны или противоречивы. А многочисленные псевдонимы и white label, столь широко распространенные в мире электронной музыки, значительно усложняли жизнь. Allmusic.com, ресурс зацикленный скорее на биографиях а не на дискографиях, не представляющий возможности искать по лейблу, для техно-музыки совершенно не годился.

Discogs же, напротив, создавался с учетом специфики электронной музыки. Здесь лейблы так же важны, как и имена артистов, псевдонимы могут обобщаться в некое единое целое, и присутствуют специфические категории вроде ремиксов или миксованных CD. Помимо всего этого у Discogs есть одно сильное преимущество: изначально этот сайт проектировался как открытая платформа – каждый зарегистрированный пользователь сайта может вносить изменения или добавлять релизы. Как и Wikipedia, появившаяся в 2001 году, Discogs стал одним из флагманов волны «Web 2.0» - сайтов и прочих сетевых проектов, которые базировались на знаниях и умениях пользователях, вместо знаний какой-то редакции. «Это своеобразная вики-система, со встроенной экспертной проверкой», рассказывает о структуре сайта ее создатель. Это значит, что зарегистрированному пользователю, при внесении (или изменении) очередного релиза доступны некоторые поля, такие как: имя артиста, лейбл, каталожный номер, страна, дата публикации, жанр, стиль и некоторые другие.

Более опытные пользователи, имеющие функции модератора, позднее проконтролируют правильность заполнения и могут исправить какие-то неточности. Я приведу небольшой пример, показывающий насколько здесь важно учитывать каждую мелочь. Изначально пластинка Sebo K “Diva” была указана под каталожным номером «mobilee043», но вскоре после этого он был исправлен на «mobilee 043», так как пробел в этом случае был принципиально важен. Кому-то эта деталь покажется несущественной, но это нужно для того, чтобы соблюдать максимальную аккуратность. Понятно, что модераторы не могут быстро проверять все появляющиеся релизы. «Некоторые вещи могут быть одобрены сразу, другие же ждать своей очереди месяцами», говорит Кевин, «все зависит от обстоятельств, что добавляется или изменяется. Мы неоднократно переделывали систему в поисках правильно компромисса между точностью и полнотой».

Несколько иначе, чем Wikipedia Discogs работает над проверками фактов. Здесь нет той политичности, которая ощущается в Wikipedia, но ошибки, между тем, все равно встречаются. Несколько лет назад я писал статью про Perlon для журнала Groove, и «благодаря» Discogs несколько ошибок и неточностей вкрались в мою статью (по большей части касавшиеся псевдонимов и участия в совместных проектах), к явному неудовольствию Томаса Францманна (Thomas Franzmann), владельца лейбла. Но преимущество Discogs состоит в том, что никто не может запретить артистам или менеджерам лейблов следить за сведениями о себе – ну если у них есть время наблюдать за релевантными записями.

Из самодеятельного продукта Discogs вырос как-то слишком быстро. Сам Левандовски уже нанял еще двух человек для постоянной работы над сайтом. Сам Кевин говорит, что в месяц сайт посещают 80 миллионов раз примерно три миллиона пользователей. Кроме того, на сайте зарегистрировано 400.000 пользователей, которые постоянно добавляют новые релизы, обновляют информацию по старым, модерируют или просто покупают-продают пластинки. Примерно 50.000 из этого числа были активны в прошлом месяце, а значит наблюдается прогресс. Левандовски предполагает, что в месяц в базу данных сайта попадает около 30.000 релизов, в среднем где-то по тысяче релизов в день. Такая большая активность и популярность дала Discogs возможность отойти от задуманного. «Ядро сайта – это электронная музыка, так как с нее все началось», говорит Левандовски, «У сайта даже был девиз – «Мы строим главный банк данных по электронной музыке». Но со временем люди начали добавлять и другие виды музыки – это произошло где-то в 2004-2005 годах». Сегодня на Discogs присутствует не только электронная музыка, но и рок, поп, хип-хоп, рэгги и даже кантри и классика – все в разной степени полноты информации. И благодаря пользователям банк данных постоянно улучшается.

Наряду с таким широким охватом самое впечатляющее в Discogs – это независимость. Изначально все расходы на сайт Левандовски оплачивал из своего кармана. И он никогда не хотел заработать на этом сайте денег – так как, по его словам, это сразу бы сказалось на качестве проекта и ухудшило его автономность. Правда те 80 миллионов заходов требуют растущих издержек – ведь надо как-то оплачивать работу 25 серверов, на которых стоит сайт. Доход здесь идет от Discogs Marketplace, очень полезной штуки, места – где встречаются покупатели и продавцы. Эта придумка стала не только еще одной хорошей вещью на сайте, она стала важной составной частью Discogs, если хотите частью ее единой культурной миссии: в то время как большинство музыкальных магазинов закрываются, Marketplace становится важной сетью для всемирного сообщества собирателей винила и меломанов. Так же не гонится Discogs за новым дизайном – здесь, все-таки, все крутится вокруг базы данных. «Но скоро мы сильно обновимся», говорит Левандовски, «а именно мы начнем группировать все версии релизы – промо, какой-нибудь австралийский релиз, переиздание ну и все в таком духе – все будет группироваться в категорию Master Release». Левандовски не боится того дня, когда цифровая музыка полностью заменит физические носители. «Я думаю, что Discogs всегда будет считаться местом, где будет находиться огромное количество великолепной музыки, которая никогда не будет доступна на iTunes или даже на CD. У этого сайта все будет историческое значение».


Автор: Филипп Шербурн

По материалам сайта: http://www.mixmag.info/


Вернуться назад