Главная > Исполнители > M.I.A - Дело не в том, что я слишком жесткая. Я просто не напуганная
M.I.A - Дело не в том, что я слишком жесткая. Я просто не напуганная3 марта 2009. Разместил: Nataly |
Ее зовут Матанги Арулпрагасам (Mathangi Arulpragasam). Родилась она 17 июля 1978 года в Лондоне, но в шестимесячном возрасте вместе с семьей оказалась в Шри-Ланке, на родине отца и матери. Семья Майи поселилась в южном Лондоне, в квартале муниципальных многоэтажек, получив статус беженцев.
Только в 11 лет Майа начала учить английский язык. Вместе с языком в ее жизни появилась и западная музыка – сначала это были музыкальные программы, которые ее соседи слушали по радио. Ее симпатии сразу оказались на стороне рэпа и хип-хопа. Среди первых музыкальных увлечений – Public Enemy, Big Daddy Kane, Roxanne Shante, N.W.A. До этого она слушала только индийские традиционные песни и мелодии из индийских фильмов. "Когда я только начала тусоваться, я все время танцевала, и в результате моя мама решила пристроить меня профессиональным go-go танцором. И основной песней, под которую я обычно танцевала, была "Jimmy" (из индийского кинофильма "Танцор Диско"). Ну, вот я и решила сделать на нее кавер. Вечеринка в Шри-Ланка - это обычно стулья по периметру комнаты и большое пространство в центре. И пока все сидят, едят и болтают, я выхожу в центр танцпола, включаю бумбокс, начинаю играть на картонной гитаре, срываю занавески, запрыгиваю на столы и повторяю все танцы из фильма. И когда все присутствующие шестилетние тусовщики поднимутся с мест и начнут танцевать, моя работа здесь считается законченной. Я очень, очень гордилась тем, что умею. Я была бы в фильме, если бы его создатели знали о моем существовании". Но прежде чем музыка заняла прочное место в ее жизни, Майа собиралась посвятить себя изобразительному искусству. После школы она поступила в колледж искусств и дизайна, где изучала живопись, кино и видео. Ее интересовали современные формы художественного творчества. В 2001 году 23-летняя Матанги Арулпрагасам подготовила первую персональную выставку. В торговом зале “Euphoria Shop” в Лондоне выставлялись ее кричаще яркие работы, выполненные с помощью распылителей или шаблонов и посвященные освободительному движению тамилов. Экспозиция номинировалась на художественную премию Alternative Turner Prize. Каталог выставки вышел отдельной книгой с единственным словом на обложке – “M.I.A.”. Missing in Action – так сама артистка расшифровывала эту аббревиатуру. Пропавший в бою – так они с матерью нередко думали об отце. От матери-швеи MIA унаследовала любовь к нарядной одежде. В колледже эта детская любовь переросла в увлечение текстилем, модными аксессуарами, дизайном. Девушка сама придумывала и шила себе костюмы. Увлечение модой привело к запуску собственной линии, вдохновленную, по ее собственным словам, обложками прошлых альбомов. В эксклюзивной коллекции "Extended Merch", по сути являющейся продолжением традиционного артистического мерчендайзинга, расходящегося на ура на концертах певицы, представлены футболки, спортивные комбинезоны, леггинсы и яркие аксессуары.
"Я хочу, чтобы все аспекты моей работы были взаимосвязаны, - призналась Миа. - Когда я готовлю альбом, я создаю немало эскизов для обложек, которые потом так и остаются лежать неиспользованными. Теперь же они получили новое воплощение". Леггинсы, трикотажные боди с необычными узорами представлены в новой коллекции лондонской певицы тамильского происхождения.
Сочетание желтого с цветом мальвы и красного арбуза, исламские символы стали ключевыми элементами коллекции. Кричащие модели смотрятся довольно необычно. Но и это еще не все ее таланты. В колледже она не зря специализировалась на видео и кино. Еще будучи студенткой, она написала сценарий, который попал в руки известного американского режиссера и сценариста Джона Синглтона (John Singleton). Сценарий он не взял, но пригласил девушку в Лос-Анджелес поучаствовать в съемках его нового фильма в качестве помощника режиссера. Однако в тот момент MIA не рискнула отправиться за тридевять земель. В музыкальны кругах MIA начала вращаться с легкой руки Джастин Фришмен (Justine Frischmann), лид-вокалистки группы Elastica, которая предложила ей сделать обложку и буклет для второго альбома “The Menace” (2000). Им так хорошо работалось вместе, что MIA в конце концов отправилась с музыкантами в большое американское турне, проехав с ними по сорока штатам. По ходу тура MIA снимала документальный фильм о гастролях. По окончании тура группа доверила ей съемки клипа на сингл “Mad Dog Dog Dam”. Во время тура девушка подружилась с Peaches, которая выступала на разогреве у Elastica. Peaches познакомила ее с синтезатором и разожгла в ней интерес к чуть ли не единственной форме искусства, в которой она еще себя не пробовала – к музыке. MIA настолько увлеклась этой “игрушкой”, что по возвращении в Лондон записала шесть песен собственного сочинения, воспользовавшись домашним магнитофоном, стареньким синтезатором и радиомикрофоном. Демо-диск с ее “пробами пера” включал два ее самых первых композиторских опыта – песни “M.I.A.” и “Galang”. Диск появился в интернете и вызвал оживленный интерес в андеграундных кругах. В конце концов нашлись и издатели. Лейбл Showbiz Records выпустил виниловый сингл “Galang” с тиражом 500 экземпляров, но этого оказалось достаточно, чтобы привлечь внимание лондонских ди-джеев. Так MIA превратилась в весьма популярную в интернете персону. Не имея никакого концертного опыта, ни разу не представив на сцене свою сочную смесь электроники, этники и танцевальных ритмов, она уже оказалась объектом столкновения интересов нескольких рекорд-лейблов. В напряженной борьбе за перспективную артистку победила компания XL Recordings, родной дом для Basement Jaxx, White Stripes и английского рэппера Dizzee Rascal. Это был единственный лейбл, который гарантировал ей полную свободу творчества и возможность контролировать процесс записи, к тому же офис компании находился рядом с ее домом. В 2004 году в Европе и Северной Америке был снова переиздан сингл “Galang”, на этот раз вполне достойным тиражом, достаточным для того, чтобы засветиться в поп-чартах Великобритании и Канады. Идею клипа на песню “Galang” предложила сама MIA, она же выступила и художником-постановщиком видео. Артистка предстала в кадре в окружении своих рисунков и граффити, которые по сюжету начинают жить самостоятельной жизнью. Клип для второго сингла “Sunshowers” (лето 2004), рассказывающего о партизанской войне в Шри-Ланке, снимался в джунглях на юге Индии. В декабре 2004 появился еще один диск – “Piracy Funds Terrorism”, альбом миксов, который МИА подготовила на пару с лондонским ди-джеем Дипло (Diplo) и приглашенными рэперами и музыкантами, используя в качестве сырья для ремиксерских экспериментов треки со своего первого альбома. "Я была по уши влюблена в Diplo, но мы разошлись, потому что он почувствовал, что не может быть с кем-то, кто тоже пишет музыку. Было по-настоящему тяжело; я внезапно оказалась в ситуации где нужно либо все забросить и завести детей - мы бы, наверное, жили в трейлере, - либо продолжать заниматься музыкой, делать то, что я должна делать. Я была под жестким давлением - заканчивать ли альбом, или стать домохозяйкой, - к тому же, я была влюблена." Полноформатный дебют артистки, названный “Arular” (под этим именем знали ее отца среди тамильских политиков и военных), был готов в сентябре 2004 года, но по разным причинам релиз несколько раз откладывался. В феврале 2005 MIA дебютировала перед американской публикой, сыграв два клубных концерта в Торонто и Нью-Йорке. По словам очевидцев, реакция публики была феноменальной. В своих текстах MIA, чей жизненный опыт разительно отличал ее от большинства благополучных сверстников, затрагивала темы революционной борьбы, войны, бедности, национальной идентичности, положения рабочих в Великобритании. Рядовых меломанов порадовало скрещение разных культур, использование сленга, едкие и остроумные комментарии социальных явлений и уличной субкультуры. Признали ее талант и коллеги. Рэппер Нэс (Nas), послушав альбом, заявил: “Это саунд будущего!” Сама же пророчица будущего признавалась, что ставила перед собой, казалось бы, невозможную задачу – писать песни о чем-то очень важном, даже провокационном, но оформить их как что-то легкое, может быть, даже легкомысленное. Свою самодостаточность и компетентность артистка убедительно продемонстрировала на втором студийном альбоме “Kala”, еще одном колоритном стилистическом эксперименте. Первый промо-сингл “Boyz”, изданный летом 2007, скрестил гаану (gaana), разновидность тамильского народного рэпа, который подбадривал рабочих и крестьян во время тяжелого физического труда, и соку (soca), танцевальную музыку родом с Тринидада и Тобаго. MIA выступила одним из режиссеров клипа на эту песню. И вот на своем выступлении в Bonnaroo в июне она публично объявила, что это шоу станет последним в ее карьере.
«Это мое прощальное шоу, и я рада, что я отыграла его для вас, мои любимые хиппари». По словам MIA, она все также не хочет заниматься музыкой: «Это было мое самое последнее шоу. И до сих пор им остается. Я прекратила выступать после него, и сейчас у меня нет желания снова писать музыку. Я рада, что оставила все это позади». Но, похоже, певице не так уж и легко было расстаться с творчеством: «После успеха песни «Paper Planes» меня очень тянуло сделать еще одну запись. Но даже моя мама верит в меня больше, чем я сама. Это бодрит, конечно, но я решила провести свою жизнь, рыбача на окраинах Камбоджи. Это шутка». MIA считает, что раз уж она навсегда оставила музыкальный бизнес, то в качестве следующего шага было бы логично перейти в киноиндустрию. «Я думаю, мне стоит пойти и сделать фильм. Артист ведь может играть с разными сторонами реальности и благодаря этому понять, может ли он быть лучшим в каком-то другом деле. Я также решила пока постоять в сторонке и поразмышлять над своим дальнейшим путем»
Поразмыслив немного Mia выпускает альбом "Kala". "Когда я начала делать альбом Kala, я искренне думала: “Не знаю, почему и для кого я это делаю, вообще ничего не знаю. У меня закончился роман, работа с Тимбалэндом, моя мечта, также не состоялась. Думала, может, я вообще не хочу больше делать музыку?” Я была измучена, и из этого дикого состояния и появился этот альбом. Мне было наплевать, кто что подумает. Он получился таким, потому что был записан в такой период, когда я просто пыталась выжить - в музыке, и как женщина. На альбоме "Kala" я записала все барабаны в Индии, следующий слой - в Тринидаде, а потом еще где-то. Каждая песня записана слоями, а каждый слой сделан в разной стране. Это было как приготовление большого слоеного торта, который потом я делила на отдельные песни."
Вернуться назад |